СТЕРЛЯДИ ХОТИТЕ?

"ВОЛГОГРАДСКАЯ ПРАВДА"

<26 февраля 2004>

 

СТЕРЛЯДИ ХОТИТЕ?

 

У хутора Вертячий идет реализация уникального природоохранного проекта

 

Тарас ДМИТРИЕВ

 

 

- Как-то с годами все больше и больше начал зачитываться Шолоховым, особенно "Тихим Доном". Вот так сразу и не скажу, сколько раз перечитал роман. И чем больше вчитывался, все больше притягивали меня к себе Дон, казачество. Наверное, тогда и возникло желание оставить завод и сделать что-то полезное для реки и людей, живущих на ней, - объяснил столь неожиданный поворот в собственной судьбе Владимир Викторович Агуреев. Еще недавно в Волгограде он создал и успешно возглавлял ОАО "Модуль", изготавливающее уникальное нестандартное оборудование и конструкции. И тут, на тебе: берег Дона и отсутствие привычных благ цивилизации.

В романе "Тихий Дон", как потом рассказывал Агуреев, ему как-то сразу запала фраза, произнесенная Гришкой Мелиховым на первом свидании с Аксиньей. Мол, забрели сейчас по косе, поймали мешок стерляди... В деталях это все сегодня восстанавливать достаточно сложно, но тогда еще действующий генеральный директор завода все больше и больше начал проникаться идеей возрождения популяции донской стерляди. Притом в условиях открытого водоема.

Не знаю почему, но у большинства обывателей, среди которых немало и руководителей, слово "стерлядь" сразу ассоциируется с икрой, балыком, коньяком и толстыми пачками денег. Возможно, в каких-то условиях подобное и оправдано. В данном случае Агуреева интересовало совершенно иное. Он замыслил начать разводить мальков стерляди в условиях, максимально приближенных к естественным, подращивать их, а затем выпускать в Дон. Сегодня уже точно известно, подобного производства на Дону не было и нет. Нечто подобное работает в Тульской области на Оке. Но опять-таки похожее. Механически взять и перенести тульские технологические процессы к нам не получалось. Таким образом, Агуреев ставил перед собой крайне сложную задачу. С чистого листа создать уникальное, экологическое предприятие, способное дать вторую жизнь донской стерляди.

- Мы начинали все делать на чистом энтузиазме и каких-то личных денежных накоплениях, - вспоминает Агуреев, - и чем больше врубались в поставленную нами же задачу, тем больше обрастали как друзьями, так и откровенными противниками. Что самое сложное сегодня при создании любого нового производства? Бесконечное число согласований, подписей, разрешений. Притом большинство из них приходилось получать в Москве. А тут, ко всему прочему, мы-то начинали все делать известным методом "тыка".

Да, были сначала и ошибки. Но с ними приходило понимание, как решать тот или иной технологический вопрос дальше. Мне рассказали, как славились первые эксперименты. Например, никто в России пока не пытался откармливать стерлядь в садке, в условиях постоянно текущей реки.

Это оказалось настолько проблематичным... Первые несколько стерлядей, выловленных по разрешению для отработки технологического процесса, поместили в тряпичные садки. И как только начали ее подкармливать, на запах тут же пришли хищная рыба и грызуны, живущие в воде. Бороться с их нашествием было делом совершенно бесперспективным. Стало понятно: садки должны быть из нержавейки. Пока их изготовили, привезли и смонтировали, - рыба ушла. Пришлось начинать все по новой.

Вы представляете себе голову стерляди? Этот длинный нос и рот снизу. В естественных условиях она шарит по дну, поднимая ракушки и прочую биомассу. Но как кормить ее в вольере? Чем - было хорошо известно - рыбным фаршем с добавлением водорослей. Кстати, рыбный комбикорм стоит запредельных денег и возить его нужно из-за тридевяти земель. Поэтому производство фарша осваивали на месте. Приобрели промышленную мясорубку, малость ее усовершенствовали и получилось. Но это была только часть проблемы. Главный вопрос оставался нерешенным: кок вложить этот фарш рыбе в рот, чтобы его не унесло течением.

- Помучились мы, конечно, изрядно, - рассказывает А. В. Сирацкий, рыбовод, - но решение все-таки нашли. Начали собирать полиэтиленовые баклажки из-под воды, пиво. Отрезали у них узкую часть, набивали их фаршем и замораживали. Кстати, пришлось покупать промышленную морозильную камеру. После заморозки бутылку снимали и на специальном приспособлении смерзшуюся массу опускали в садки. По мере того, как фарш подтаивал, стерлядь этот брикет обгладывала.

Это сегодня здесь рассказывают об этом с легкой усмешкой, а тогда проблема казалась неразрешимой. Вот так шаг за шагом Агуреев создает 000 "Донской рыборазводный комплекс" и начинает монтировать оборудование недалеко от хутора Вертячий Городищенского района. Сейчас он с уверенностью говорит, что без помощи единомышленников всю эту махину запустить было бы невозможно. И первыми поддержку оказали экологи. Именно их усилиями удавалось пробивать решения, как-то оснащать производство. Например, экологическая инспекция по Калачевскому району передает рыборазводному комплексу свой катер, без которого невозможно прожить и дня. Но главное - удалось приобрести ставшую никому не нужной насосную плавающую станцию "Роса". Именно в ней и завершается монтаж основного оборудования комплекса.

- Схематично производство выглядит так, - объясняет Сирацкий. - В металлических садках, в Дону, на течении мы будем откармливать маточное поголовье стерляди. По проекту нам нужно 35 самок и столько же самцов. В преддверии нереста у нас на комплексе будут работать ихтиологи-специалисты. Договоренности об этом уже есть. Мы будем получать икру из самок. Да, пока методом хирургического вмешательства. Но впоследствии мы отработаем технологию, чтобы получать икру по несколько раз...

Сегодня участь самок, увы, предрешена. Затем в аппарате "Осетр" икра будет оплодотворяться и находиться в нем в течение семи дней. В эти дни из нее вылупляется личинка, которую переводят в специальные бассейны, уже смонтированные внутри "Росы", где подогретая вода с помощью специальных насосов будет имитировать течение. В первые семь дней личинки не нуждаются в питании. V них есть специальные пузырьки с естественным белковым кормом. Через неделю этот пузыречек лопается и личинка превращается в малька. В бассейнах с проточной теплой водой малек будет откармливаться 35 суток. Затем, по мере согревания воды в Дону, малек выпускается в реку.

О каких масштабах идет речь? Уже сегодня производственные мощности комплекса позволяют получить и подрастить порядка 250 тысяч мальков стерляди. Но уж слишком нежная эта рыба. Поэтому Агуреев называет цифру в 200 тысяч подращенных жизнеспособных и выпущенных в реку мальков. Есть ли смысл обсуждать экологическую целесообразность и важность этого проекта для Дона? Разговаривал об этом со многими ведущими экологами области, и никто не усомнился в нужности начатого дела. Мало того, по свидетельству М. Ю. Тюрякова, большого знатока Дона и главного эколога Ка-лачевского района, уникальность производства на 000 "Донской рыборазводный комплекс", созданного Агуреевым, заключается не только в том, что подобных аналогов нет на Дону и еще где-либо. Есть все шансы, и это подтверждено ихтиологами, что в подобном технологическом цикле стерлядь начнет воспроизводиться самостоятельно в условиях естественных нерестилищ. Уже только это стоит вложенных средств. Экологи и рыбодобытчики за этим видят заманчивые перспективы.

- Областной бюджет заложил в нынешнем году финансирование нашего проекта. Собственно говоря, это было сделано и в прошлом году, - делится Агуреев, - но пока это финансирование не состоялось. Почему3 Сложный вопрос. В общем-то выкручиваемся каким-то образом сами, хотя это и нелегко.

Мне показали уже смонтированное оборудование. А это бассейны, стоимость только нержавеющей стали на их изготовление составила 400 тысяч рублей. Песочный фильтр стоимостью 50 тысяч. Бактерицидную установку для ультрафиолетовой обработки воды ценой в 150 тысяч, а их тут три. Да что там говорить, один фильтрующий песок для фильтра стоит 50 центов килограмм, и везут его аж из Италии. К чему такие детали? Вложено и сделано уже много. Остались доработка, доводка, настройка. По свидетельству Агуреева, если бы в прошлом году областной бюджет профинансировал проект так,как и планировалось, в этом году в Дону стало уже на 200 тысяч стерлядок больше. Комплекс заработал бы. Скептики были бы повергнуты. Экология Дона выиграла бы многократно.

В перспективе Агуреев планирует заниматься и товарным разведением стерляди. Для этих целей уже приобретены боны и садки. Но для реализации этой задачи необходимо до мелочей отработать кормление маточного стада. Здесь планируют оставлять на откорм порядка 5 тысяч голов, с тем чтобы уже не зависеть от бюджетного финансирования, а самостоятельно развивать производство, платить зарплату и налоги. И для этого всего нужна минимальная поддержка со стороны власти, в том числе и финансовая... Тем более что она уже заложена законом.

 

 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования