“НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ”
<15 апреля 2004>
В РАЙОНЕ МЕЗМАЯ УНИЧТОЖАЮТСЯ РЕЛИКТОВЫЕ ЛЕСА
Активисты Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу
и жители поселка Мезмай провели общественную
экологическую инспекцию в урочище Яворова балка
Урочище Яворова балка расположено в Апшеронском районе Краснодарского края, на территории Гуамского лесничества Апшеронского лесхоза. Оно является уникальным природным объектом, примыкающим к всемирно известному Гуамскому ущелью. Ручей Яворовый, по склонам которого расположено это урочище, впадает в реку Сухая на расстоянии километра от ее впадения в реку Курджипс в Гуамском ущелье. Это урочище является рефугиумом реликтовой колхидской флоры, одним из самых северных местообитаний краснокнижных древесных видов - самшита колхидского и тиса ягодного. Здесь расположены большие участки сплошных тисо-самшитовых лесов. Особенно крупные массивы этих пород в этом урочище расположены на хребте между рекой Сухой и ручьем Яворовый и на хребте между ручьями Левый Яворовый и Правый Яворовый. В урочище широко распространены карстовые проявления. Помимо научного и природоохранного значения это урочище представляет огромную ценность как рекреационный объект. Красивые пейзажи, живописное скальное ущелье ручья, обрывающееся в ущелье Сухой балки водопадом высотой 80 метров, девственные пихтово-буковые леса привлекают сюда туристов и отдыхающих. Русло ручья Яворового является палеонтологическим памятником, так как здесь находятся выходы окаменелостей древних морских организмов – аммонитов, морских ежей и др.
Из-за недопустимости рубок на территории тисо-самшитовых лесов, водоохранного значения этого урочища, высокой крутизны склонов до последних лет в этом урочище не велось крупномасштабных рубок, хотя здесь проходит дорога. Даже в советские времена, когда вырубка первичных лесов Кавказа происходила в промышленных масштабах, ни у кого не поднялась рука на уникальную природу этого урочища. Но времена изменились, в Россию пришел “дикий” капитализм, и процессы накопления первичного капитала любой ценой самым фатальным образом отразились на судьбе кавказских лесов. Во многих уникальных урочищах, природных памятниках, на леса которых в прежние времена ни у кого не поднималась рука, завизжали пилы, стал слышен рев вгрызающейся в леса техники. Около пяти лет назад не отягощенные грузом совести лесозаготовители, при содействии не отягощенных грузом соблюдения закона лесников, пришли и в Яворову балку.
Лесной беспредел, который они устроили в Яворовой балке, увидели туристы и местные жители. Люди, любившие это уникальное урочище, с болью в душе смотрели на то, как лесорубы уродуют его неповторимую дикую природу. Но никто не знал, как с этим бороться, так как рубки велись вполне ”законно”. Тогда они позвали на помощь “зеленых”. Эта совместная инспекция - один из первых шагов по консолидации усилий экологической общественности и местного населения, направленных на спасение сохранившихся лесов в районе Мезмая, Темнолесской и Гуамки.
Картина, увиденная на месте рубок, поразила меня, хотя мне приходилось сталкиваться с самыми различными лесными нарушениями. Массовые рубки в Яворовой балке велись на территории сплошных тисо-самшитовых лесов, хотя участки леса, где произрастают эти породы, должны иметь заповедный режим охраны и там вообще не может вестись никаких рубок. Подобное я видел только в Адыгее в долине реки Цице, где в 2001-2002 гг. было совершенно самое массовое в истории уничтожение самшитовых лесов. Рубка в тисо-самшитовом лесу производилась на территории 48-го квартала Гуамского лесничества. Среди тисо-самшитового леса растут вековые деревья бука и пихты, и при их вырубке попутно было уничтожено огромное количество деревьев самшита и тиса. Их не рубили специально, а просто давили гусеницами тракторов, корчевали при прокладке волоков, ломали падающими срубленных деревьев. Самшит растет на карсте, по скальным выходам, слой почвы в его местообитаниях очень тонок и уже сейчас на месте этих рубок начинается эрозия почв.
Массовое уничтожение тиса и самшита – уголовное преступление, о чем не могли не знать те, кто осуществлял эти рубки. Но, очевидно, удаленность этого урочища, “согласование” этих рубок лесной службой, давали им уверенность, что ответственности за это они не понесут.
Уничтожением тиса и самшита не исчерпывается варварство лесорубов в Яворовой балке. Ландшафты в местах рубок изуродованы густой сетью волоков, вгрызающихся в склоны на глубину до двух метров и более. По многим волокам уже началась интенсивная эрозия и почвы смыта до скального грунта. Во многих местах рубка леса ведется на склонах выше 30 градусов, что не допустимо при применении тракторной трелевки. Этот район из-за карста характеризуется крайне неустойчивыми почвами, и здесь очень часто происходят крупные оползни в местах, где раньше велись рубки. Скоро эта же участь ждет и склоны Яворовой балки. Прокладка волоков и трелевка леса велась прямо в русле ручья, что строго запрещено. Повсюду вдоль дороги и волоков огромное количество брошенного и уже пришедшего в негодность делового леса. Места рубок варварски захламлены вершинами срубленных деревьев, порубочными остатками, брошенными стволами. Мысли о том, что после вырубки обязательна зачистка мест рубок, очевидно, никогда не посещали орудующих в Яворовой балке лесорубов. Рубка велась запрещенным приисковым методом, при котором в рубку выбираются только лучшие деревья. От этих деревьев забиралась только лучшая комлевая часть ствола, все остальное бросалось гнить в лесу. Леса здесь не жалели. Яркой иллюстрацией отношения лесорубов к лесу является сделанный ими импровизированный “мост” через русло Яворового ручья. Они просто уложили вдоль русла около тридцати стволов крупных деревьев и поверх них проложили дорогу. На подъезде к этому мосту мы столкнулись со следами применения совершенно варварского вида трелевки срубленных деревьев. Стволы срубленных деревьев просто стаскивались лебедкой по очень крутому склону на проходящую внизу дорогу. При этом, хлысты, ”трелюемые” таким образом, уничтожали молодые деревья, сдирали кору с попавшихся на их пути крупных деревьев, оставляли глубокие рытвины в почве.
Преступные рубки в Яворовой балке продолжаются уже несколько лет. При этом ни лесники, ни контрольные структуры Главного управления природных ресурсов МПР РФ по Краснодарскому краю, ни ОБЭП, ни прокуратура, ни одна другая государственная структура, облеченная государственной ответственностью и наделенная соответствующими правами, ”не заметили” преступления, творящегося в Яворовой балке. И можно не сомневаться, что если в это не вмешаются экологическая общественность и местное население, то еще сколько угодно времени ”не заметят”.
А тем временем сведение лесов в урочище Яворовой балке продолжается. Недавно “лесозаготовители” (точнее их было бы назвать “лесоуничтожители”) снялись со своей базы между Правым и Левым Яворовыми ручьями, откуда велась варварская рубка лесов урочища с попутным уничтожением тисо-самшитовых местообитаний. Они переместились выше и ”работают” сейчас на территории 60 квартала Гуамского лесничества с применением тех же подходов и ”технологий”.
Бригада лесорубов стоит на дороге, ведущей в поселок Гуамка. Эта дорога проложена по очень крутому склону в 40-45 градусов. И поэтому вдоль нее на этом крутом склоне сохранились огромные деревья возрастом по 200-250 лет. Точнее уже не сохранились - теперь от этих деревьев остались только светящиеся свежими спилами пни. По лесохозяйственным нормативам лес на таких крутых склонах рубить не положено. После их вырубки начнет ползти склон, что создаст опасность обрушения дороги и возникновения селей. Рядом с вырубленными деревьями бука и пихты стоят краснокнижные тисы, что дополнительно свидетельствует о неправомочности этой рубки.
Мы сначала подумали, что это вообще криминальный незаконный поруб леса, так как законно на таком крутом склоне рубить нельзя. Однако с удивлением мы обнаружили, что формально все “законно” - на пнях были затески и клейма, что говорило о том, что эта рубка была назначена лесниками.
В мире все перевернулось с ног на голову. В Краснодарском крае и соседней Адыгее все шире применяется практика ”узаконенных” криминальных рубок. Мафиозным структурам, наживающимся на вырубке леса, проще ”договориться” с лесниками и они отведут в нарушение всех норм тот лес, что их попросят, чем заниматься самовольными порубами. То, что происходит в Яворовой балке – наглядное проявление этой деградации лесной службы страны.
Андрей РУДОМАХА
(Независимая Экологическая Вахта по Северному Кавказу)