"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<17 июня 2009>
В НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКЕ ЛЕСА В УРОЧИЩЕ ТЕМНАЯ РОЩА
ЗАМЕШАНЫ АБИНСКИЙ ФИЛИАЛ "КРАСНОДАРЛЕСА"
И АБИНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО
Стремясь скрыть от контролирующих органов криминально-коррупционные схемы
при отводе делянок и учете добытой древесины,
"защитники леса" в срочном порядке фабрикуют уголовные дела
В Абинском районном суде состоялось заседание по делу о крупномасштабной незаконной вырубке леса в урочище Темная Роща, находящемся на территории Холмского участкового лесничества Абинского лесничества. Темная Роща – очень ценный островной лесной массив, расположенный в равнинной части Абинского района Краснодарского края.
Уголовное дело по данному факту длилось более восьми месяцев и завершилось полным провалом: обвинение так и не смогло доказать причастность к вырубкам частного предпринимателя Сергея Губарева, и суд вернул материалы на новое расследование в УВД Абинского района.
Инцидент произошел в октябре 2008 года, когда в лесных кварталах №78б и №79б, в которых собственные делянки имеет Государственное учреждение Краснодарского края (ГУ КК) "Управление "Краснодарлес" (директор Абинского филиала - Эдуард Рябов), была обнаружена незаконная рубка. Рябов обратился с заявлением в УВД Абинского района, указав, что в месте вырубки обнаружено 56 спиленных стволов деревьев породы граб, ясень, дуб и груша.
Под подозрение сразу попал индивидуальный предприниматель Сергей Губарев, арендующий по соседству с местом преступления делянку для заготовки дров. 14 октября 2008 года Губарев был задержан милицией и доставлен в УВД "для разбирательства". Итогом явилось уголовное дело, заведенное в отношении предпринимателя. При этом следствие почему-то упорно игнорировало неоднократные просьбы подозреваемого выехать на место преступления с представителями "Краснодарлеса" и ГУ КК "Комитет по лесу" и провести подробное обследование делянки с перечетом вырубленных деревьев.
Сделать это нужно было хотя бы для того, чтобы уточнить размер материального ущерба, который "Краснодарлес" оценил почти в 4 миллиона рублей. Вместо этого на незаконную вырубку поехали оперативники районного ОБЭП - якобы для того, чтобы "изъять и приобщить к делу вещественные доказательства". (О том, как именно они "приобщались", свидетельствует такой факт: из 56 стволов деловой древесины до склада доехало всего 28, что и было зафиксировано в акте изъятия, а позже подтверждено и в ходе судебного заседания).
Ускользнул от внимания следствия и тот немаловажный факт, что помимо предпринимателя Губарева, у делянки "Краснодарлеса", где обнаружились незаконные порубы, есть и другой сосед - фирма "Дива", одним из учредителей которой является главный лесничий Абинского лесничества ГУ КК "Комитет по лесу" Александр Аристов.
В компетенцию господина Аристова входит охрана леса и контроль за лесопользователями. Кроме того, что это прямо противоречит его собственной коммерческой деятельности, связанной с заготовкой древесины, известно о многочисленных фактах халатного отношения к своим прямым обязанностям по охране леса со стороны руководства Абинского лесничества ГУ КК "Комитет по лесу".
На суде по делу предпринимателя Губарева выяснилось, что из урочища Темная Роща на пилораму хутора Краснооктябрьский едва ли не каждую ночь вывозится нелегально добытая древесина, и никто этого не пресекает. Более того, со слов допрошенного в качестве свидетеля самого же Александра Аристова выходило, что незадолго до того, как "Краснодарлес" обратился с заявлением в УВД, он лично обнаружил в лесном квартале №79б незаконно срубленную древесину, но не предпринял никаких мер по ее конфискации и поиску виновных в порубе. Как он заявил суду, "сто лет она (древесина - прим. авт.) мне не нужна".
Иными словами, о том, что в квартале №79б кем-то ведется незаконная добыча древесины (не исключено, что самим же "Краснодарлесом"), было известно еще до того, как это обнаружила "потерпевшая" сторона. Почему же, спрашивается, это обстоятельство не было сразу доведено до сведения правоохранительных органов? Напрашивается вывод, что Александру Аристову, вероятно, по какой-то причине было неудобно поднимать скандал вокруг делянки "Краснодарлеса" (возможно, чтобы не привлекать внимания к тому, что творится на делянках, арендованных его собственной фирмой) в отсутствие "козла отпущения", на которого можно было бы все списать. Когда же такой "козел" нашелся, моментально появилось заявление в УВД и закрутилось уголовное дело.
Стоит отметить, что обвиненный в расхищении леса Сергей Губарев на суде свою вину полностью отрицал, еще раз указав на то, что за все время, пока велось следствие, следователь так и не удосужился выехать на место преступления и лично проверить данные, указанные в заявлении "Краснодарлеса". В результате суд вернул материалы уголовного дела на новое рассмотрение, что было совершенно не удивительно, учитывая откровенно некомпетентный характер расследования, проведенного Абинским УВД, и полное отсутствие какой-либо доказательной базы.
Удивляет другое. За восемь месяцев следствия Губаревым было направлено несколько писем в различные ведомства с просьбой организовать межведомственную комиссию для изучения "особенностей" лесопользования в урочище Темная Роща. За все это время чиновники этих ведомств так и не нашлись, что ответить. На последнее письмо Губарева, адресованное в Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю, пришел ответ, в котором сообщалось, что материалы переданы в прокуратуру края, откуда ответа пока не поступало.
Очевидно, что прокуратуре, которая, хочется надеяться, подойдет к делу более компетентно, чем Абинское УВД, следует разобраться в следующих вопросах:
- Чем обусловлена "игра в молчанку" между руководителями Абинского филиала ГУ КК "Управление "Краснодарлес" и Абинского лесничества ГУ КК "Комитет по лесу" и их настойчивый поиск "козлов отпущения"?
- Каким образом руководителю Абинского лесничества ГУ КК "Комитет по лесу" Александру Аристову удается совмещать два несовместимых с точки зрения закона занятия, самому у себя выигрывать аукционы, получать в пользование лесные делянки и самому себя контролировать?
- Куда подевалась половина конфискованной в рамках уголовного дела незаконно добытой древесины, и как теперь будет расследоваться уголовное дело в условиях частичного отсутствия вещественных доказательств?
Также совершенно очевидно, что если уже сегодня не предпринять решительных мер по пресечению криминально-коррупционных схем, халатности и попустительства со стороны так называемых "защитников леса", урочищу Темная Роща в скором времени будет подписан смертный приговор, а ведь это, по сути, один из последних островков равнинных лесов, некогда сплошь покрывавших левобережье Кубани.
Евгений МАМУЛОВ
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)