"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<17 июня 2009>

 

КОМПАНИЯ НЕСТЛЕ ПЛАНИРУЕТ РАСШИРИТЬ

ФАБРИКУ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОФЕ В ТИМАШЕВСКЕ

 

Однако проводимые ею в этой связи "общественные обсуждения в

форме опроса" вызвали недоумение и много вопросов

 

Компания ООО "Нестле-Кубань" – дочка транснациональной корпорации "Нестле" – планирует увеличить вдвое производство кофе на своей фабрике в городе Тимашевск (Краснодарский край). Официальное название проекта расширения этого производства: "Второй этап строительства фабрики полного цикла производства натурального растворимого кофе по торговой маркой NESСAFE в г.Тимашевске Краснодарского края". В этот проект компания планирует инвестировать 240 миллионов швейцарских франков (более 7,5 миллиарда рублей).

Планы расширений кофейной фабрики стали причиной серьезного беспокойства среди жителей Тимашевска. Кофейное производство ООО "Нестле-Кубань" крайне непопулярно среди местного населения в связи с серьезным загрязнением воздуха, причиной которого оно является. И, начиная с 2006г., когда жители в полной ощутили  на себе негативное воздействие от выбросов с фабрики, в городе не утихают протесты против деятельности этой компании.

С 14 мая 2009г. в Тимашевске начались общественные обсуждения по проекту второго этапа строительства кофейной фабрики. Согласно постановлению от 8 мая 2009г. №291, подписанному исполняющей обязанности главы Тимашевского городского поселения Натальей Оголь, эти обсуждения должны были пройти в форме опроса.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу приняла решение принять участие в этих обсуждениях. В этой связи представитель организации приехал 12 июня в Тимашевск для ознакомления с материалами предварительной оценки воздействия на окружающую среду второй очереди фабрики по производству кофе.

Найти место проведения общественного обсуждения было непросто. В кинотеатре "Заря", где оно осуществлялось, не было никаких вывесок и указателей – даже на дверях комнаты, где лежали материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Только очень осведомленный человек мог найти к ним дорогу. Все было организовано так, чтобы поменьше людей могло узнать об обсуждении и прийти высказать свою позицию. Столкнувшись с активным сопротивлением со стороны жителей, Нестле, видимо, решило по возможности минимизировать их участие, зная, что ничего хорошего компании это не сулит. Как следствие такого полуподпольного подхода, в комнате, где проводились "общественные обсуждения в форме опроса", было более чем немноголюдно – там находились только две девушки, представлявшие Нестле. Начав писать свои замечания в журнал обсуждений, представитель Экологической Вахты понял, что немноголюдно там было не только в этот день. Всего семь человек до него приняли участие в обсуждениях и оставили свои записи в журнале, при том, что это мероприятие длилось уже месяц. Но самое интересное, что, оказавшись в эпицентре процесса "общественного обсуждения", он не обнаружил никаких признаков проведения "опроса", в форме которого администрация Тимашевска решила проводить это мероприятие по учету общественного мнения.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ясно указывает на критерии опроса, которые должны быть установлены при принятии решения о его проведении. В частности должны быть определены:

- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

- методика проведения опроса;

- форма опросного листа;

- минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Ничего этого в постановлении, подписанном Натальей Оголь, не было определено. Не было никаких признаков проведения опроса и в комнате, где "шло" "общественное обсуждение".

Начав знакомиться с материалами предварительной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по второму этапу строительства кофейной фабрики представитель Экологической Вахты столкнулся с тем, что ООО "Нестле-Кубань" безо всяких законных оснований придало своим материалам почти секретный характер – копировать, вести фото- и видеосъемку было строго запрещено. Даже техническое задание на проведение ОВОС в нарушение норм законодательства было засекречено. Это вызвало большое недоумение – что же такое хочет скрыть Нестле, ограничивая доступ широкой общественности к материалам предварительного варианта ОВОС? От широко известной западной компании хотелось бы ожидать следования лучшим стандартам в сфере информирования общественности. Цивилизованные компании, следующие лучшим стандартам в этой области, вывешивают материалы ОВОС в интернете, чтобы с ними могли ознакомиться любые заинтересованные организации и граждане, где бы они не находились. Почему-то Нестле-Кубань пошла совсем другим путем, что вряд ли способствует улучшению ее имиджа и установлению доверия к ней со стороны общественности.

Факт принятия решения о проведении крайне странного "обсуждения в форме опроса" свидетельствует также о том, что "Нестле-Кубань" в продвижении ее проекта активно подыгрывают местные власти. К сожалению, при этом они выбрали путь фальсификации учета общественного мнения в отношении данного проекта. Учет общественного мнения, согласно требованиям Федерального закона "Об охране окружающей среды", является обязательным фактором при принятии решений о размещении каких-либо экологически опасных объектов. И иначе как его фальсификацией эту, не укладывающуюся ни в какие рамки форму "обсуждения в форме опроса" без проведения какого-либо опроса, назвать нельзя. Если бы администрации города Тимашевска и Тимашевского района действительно защищали бы интересы и здоровье своих избирателей, они должны были с учетом повышенной обеспокоенности жителей выбрать совсем другую форму общественного обсуждения – референдум. Они же выбрали обратный путь, исходя из интересов компании ООО "Нестле-Кубань" – провели крайне важное для судеб города и района мероприятие в совершенно формальном, почти подпольном русле, совершенно не способном отразить мнение подавляющего большинства жителей в отношении проекта расширения производства кофе.

Ознакомление с материалами ОВОС, которые были подготовлены группой компаний ШАНЕКО, тоже породило много вопросов.

Как следовало из материалов, второй этап строительства кофейной фабрики предполагает практически полное дублирование уже построенных производственных мощностей за одним исключением – сушка полученного кофейного экстракта будет производиться методом сублимации, а не при помощи горячего воздуха, получаемого путем сжигания кофейного жмыха. Это, по мнению авторов ОВОС, в значительной степени улучшит экологические показатели и снизит выбросы от производства кофе. Однако при этом кофейный жмых все равно будет сжигаться. А именно это является одним из главных источников воздушного загрязнения, от которого страдают жители города. Указывая на экологичность метода сублимационной сушки, авторы ОВОС умалчивают факт того, что внедрение этой технологии при всех ее плюсах, имеет также серьезный минус – ее применение требует создания на фабрике Нестле нового опасного промышленного объекта – фризерного цеха с аммиачной компрессорной установкой. В случае аварии с утечкой аммиака под угрозу будет поставлены жизни и здоровье не только рабочих Нестле, но и жителей города. В составе второго этапа также планируется строительство цеха обжарки (аналогичного существующему), цеха экстракции (аналогичного существующему), технологической котельной, работающей на кофейном жмыхе (аналогичной существующей). Все эти объекты являются источниками серьезного загрязнения воздуха.

Помимо внедрения сублимационной сушки никаких иных улучшений явно никуда не годной с точки зрения экологической безопасности технологии производства кофе ООО "Нестле-Кубань" при реализации второго этапа строительства фабрики не предполагает. Т.е. при реализации этого проекта Тимашевск будет "облагодетельствован" западными инвесторами еще одним таким же заводом, который уже несколько лет как лишает их возможности дышать нормальным воздухом.

Материалы ОВОС имеют массу недостатков. О многом говорит, например, такое утверждение его авторов:

"Важной положительной особенностью технологического процесса производства кофе является образование кофейного жмыха в качестве топлива для производства технологического пара. Это позволяет сделать производство малоотходным и ресурсосберегающим, поскольку используется 80% от общей массы отходов, экономится до 9,5 млн. куб. метров природного газа в год".

Одно из самых неприемлемых с экологической точки зрения звеньев технологического цикла производства кофе на фабрике "Нестле-Кубань" – сжигание кофейного жмыха - в ОВОС переворачивается с ног на голову и выдается как экологическое благо. Именно сжигание жмыха приводит к наибольшим выбросам в атмосферу. В дополнение к этому зола, образующаяся при сжигании жмыха, является достаточно опасным отходом. Но об этом в ОВОС нет ни слова. Вместе с тем вышепроцитированная фраза дает ключ к пониманию того, почему Нестле-Кубань так упорно держится за технологию сжигания жмыха. Становиться ясно, что причина этого – получаемая при сжигании жмыха экономия природного газа, которая в значительной степени удешевляет производство кофе. Только вот почему за эту экономию должны расплачиваться своим здоровьем жители Тимашевска?

Сооружения второй очереди фабрики должны занять 15 гектаров земель к северу от места расположения существующего производства. В результате, фабрика подступит вплотную к жилым домам на улице Полевая. Что никак не вписывается в санитарные нормы, согласно которым вокруг завода должна быть санитарно-защитная зона не менее 100 метров, в которой не может находиться никакое жилье. Тем не менее, Нестле не видит в этом серьезной проблемы, видимо, вследствие уверенности в том, что мощная лоббистская поддержка со стороны Администрации Краснодарского края позволит им уменьшить санитарно-защитную зону здесь настолько, насколько эту будет нужно компании. О чем в ОВОСе сказано достаточно откровенно – "по северному сектору (ул.Полевая) будет проведено обоснование достаточности размера санитарно-защитной зоны". Т.е. Нестле исходно закладывает в свои проектные решения нарушение конституционного права жителей улица Полевая на благоприятную окружающую среду, планируя строительство опасного производства вплотную к жилым домам. Для всякой цивилизованной и законопослушной компании наличие жилья и санитарно-защитной зоны вокруг него является табу – если есть вблизи жилье, значит, здесь строить нельзя и нужно выбирать другую площадку – вдали о жителей, которые могут пострадать. Но Нестле-Кубань рассуждает по-другому, и делает так, как удобнее и выгоднее компании, не считаясь с интересами и правами жителей.

Материалы ОВОС вызвали также большое количество других недоумений и вопросов. В них почему-то вообще не рассмотрены альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности, хотя это должно было быть обязательно сделано согласно нормативам проведения ОВОС. В частности, не рассмотрены альтернативы, касающиеся места размещения второй очереди фабрики и технологий производства кофе. В ОВОС не рассмотрены в достаточной степени различные факторы негативного воздействия от строительства и эксплуатации второй очереди фабрики, а также имеющиеся возможности их минимизации. Нет краткого изложения сути материалов ОВОС для неспециалистов. И этот список недостатков можно еще долго продолжать.

Вместе с тем, компания проявила готовность к диалогу. Во время ознакомления представителя Экологической Вахты с материалами ОВОС Елена Киянова, занимающая должность управляющего ООО "Нестле-Кубань" по корпоративным вопросам, внутренним и внешним коммуникациям, связям с общественными организациями и СМИ, в разговоре с ним по телефону выразила желание к конструктивному сотрудничеству и обещала содействовать участию организации в процессе ОВОС. Также она обещала, что компания рассмотрит просьбу Вахты о предоставлении материалов ОВОС и техзадания на его проведение. В этой связи, сегодня Экологическая Вахта направила в адрес генерального директора ООО "Нестле-Кубань" официальное письмо, в котором попросила представить копии этих документов.

В целом, Экологическая Вахта намерена активно заняться вопросами, связанными с экологическими угрозами, которые несет реализация второго этапа проекта кофейной фабрики в Тимашевске. Свою задачу при этом организация видит не в предотвращении осуществления этого проекта как такового, а в том, чтобы побудить "Нестле-Кубань" изменить технологический цикл производства в сторону его максимальной экологизации. В частности, важно, чтобы было исключено сжигание кофейного жмыха. Россия – это европейская страна и Нестле должно работать в России так же, как она вынуждена работать в Европе - с соблюдением лучших экологических стандартов.

 

Андрей РУДОМАХА

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования