"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<11 июля 2009>
НАД ДИКОЙ ПРИРОДОЙ ТУАПХАТА НАВИСЛА УГРОЗА УНИЧТОЖЕНИЯ!
Хозяйственное освоение массива сосны пицундской
между Геленджиком и Кабардинкой ведет к утрате
уникальных местообитаний редких и охраняемых видов
В городе-курорте Геленджик на хребте Туапхат расположен уникальный массив средиземноморского субтропического леса с преобладанием сосны пицундской. Этот хребет протянулся вдоль побережья Черного моря через полуостров Дооб от Геленджика до Кабардинки. Массив Туапхат является древнейшим сохранившемся природным уголком средиземноморских субтропических экосистем. Склоны его покрыты уникальным ксерофитный лесом, в составе которого наряду с сосной пицундской произрастают многие другие краснокнижные виды деревьев и кустарников: можжевельники, фисташка туполистная, клекачка, тис ягодный и другие. По составу же травянистых растений Туапхат еще богаче! В целом, краснокнижных видов здесь больше, чем на Утрише. Почти все первоцветы, произрастающие здесь (а в отношении некоторых видов - и только здесь) - краснокнижные! Очень богат животный мир. На Туапхате обитают реликты животного мира: греческая (средиземноморская) черепаха, средняя ящерица и скальный подвид кавказской ящерицы, кавказская жаба. Здесь гнездится масса птиц, а в демисезонье можно увидеть всех перелетных... Единственное в окрестностях Геленджика стадо благородных оленей в 2 десятка голов интродуцировали сюда после войны, и оно благополучно здесь существовало до сих пор. В так называемых "сосновых щелях" у самого берега живет также завезенная алтайская белка.
Доминирующая в составе растительности Туапхата сосна пицундская является самым древним представителем третичной флоры, сохранившимся до наших дней на Северо-Западном Кавказе. Этот аборигенный реликт, переживший ледниковый период, произрастает в узкой прибрежной полосе. Площадь туапхатского массива сосны пицундской немногим уступает Джанхотскому бору, который в 4 раза больше известной рощи на мысе Пицунда!
Сильно пересеченная местность со значительной крутизной склонов, заросших труднопроходимым субтропическим лесом, отсутствие дорог, а также дефицит пресной воды (глубокое залегание водоносных горизонтов) до середины 70-х годов служили надежной защитой как от хозяйственной деятельности, так и от рекреационной дегрессии. С тех пор рекреационная нагрузка в летнее время чрезвычайно возросла. Приезжие отдыхающие, ровняя площадки для палаток, нарушают хвойных покров, необходимый для нормального функционирования соснового леса. Однако ведут они жизнь более-менее "естественную", и угрозы уничтожения соснового леса от них не исходит, хотя антропогенная нагрузка уже на пределе. Увеличилось вытаптывание травостоя, слой опавшей хвои постоянно уменьшается, и уже обнажились многие склоны. Почти исчезли редкие виды животных. Какие-то варвары спиливают самые крупные тисы.
Но сейчас над Туапхатом нависла гораздо более серьезная угроза. Эта уникальная приморская территория приглянулась как место для обустройства элитного отдыха.
В конце августа 2007 года случилась беда - на Туапхате произошел пожар, уничтоживший большую часть реликтовых сосен в Первой, Второй и Третьей щелях. Пожары случаются здесь не так уж редко. Июль и август зачастую отличаются бездождевой погодой, и тогда хвойный лес загорается очень легко. Но до 2007г. сильных пожаров, по крайней мере, в последние несколько десятков лет, не случалось. Туристов на склонах Туапхата летом практически не бывает из-за сильной жары, а в зоне произрастания пицундской сосны сами отдыхающие зорко следят за кострами, т.к. случись пожар - не останется и следа от их палаток. Тогда же лес в районе Первой, Второй и Третьей сосновых щелей занялся сразу с 3-х сторон одновременно, в том числе прямо с береговой линии, моментально, явно не от случайного окурка. В это же время так же моментально занялся лес с северного склона, там, где вообще не бывает людей. Одновременно "случился" пожар в Третьей щели, где так же стояли палатки. Побережье опустело очень быстро. Люди в панике бросали провиант, палатки, подхватывая самое необходимое. Интересно, что вертолеты госслужб летали, но тушить этот пожар явно никто не спешил, хотя места пожара и без вертолета доступны для транспорта!
Интересен тот факт, что еще весной 2007г. в районе смотровой площадки над Первой щелью, т.е. ДО ПОЖАРА автор строк слышала о планируемом в том месте строительстве. До нее долетели обрывки разговора каких-то вышедших из леса на минуту мужчин, один из которых указал рукой на площадку, с которой открывается прекрасный морской почти круговой вид сразу и на Геленджик и Новороссийск. "А здесь он поставит ресторан…" - сказал этот человек, и компания удалилась.
Совокупность всех этих фактов дает основания предположить, что пожар в августе 2007г. был организован специально, чтобы расчистить место для будущего строительства.
А в феврале 2009г. местные жители, ходившие туда на прогулку, вдруг обнаружили, что дорога перетянута сеточным заграждением. На юго-восточном склоне Первой щели, на месте восстанавливающейся гари и распаханного там, где он уцелел, леса, происходит активное строительство! Через земли находящегося рядом, в Голубой бухте, Южного отделения Института океанологии в срочном порядке и даже без согласования с администрацией стали проводить газопровод и электролинию, вырубив под каждую из этих линий через лес широченные просеки. Невиданная наглость и быстрота строительства без всякой подготовки и согласования позволяют предположить, что ведут его люди из очень влиятельных сфер. Нездоровый интерес, проявляемый последние пять лет самыми высокими представителями власти РФ к заповедным землям на Кавказе в целом и Черноморском побережье в частности, заставляет предположить, что уничтожение массива реликтовой сосны на Туапхате было санкционировано "сверху". Теперь там уже отстроены несколько зданий, проложены дорожки с электрическими фонарями, строительство расширяется все дальше.
Упомянутое выше сеточное заграждение, почти дойдя до обрыва по линии пожарной просеки, неожиданно делает резкий изгиб и замысловатой петлей охватывает ту самую смотровую площадку, на которой в большом количестве произрастают краснокнижные первоцветы - ирисы колхидские.
Травостой восстанавливается здесь быстро, низовой пожар не губит корневую систему крупных сосен, а к концу 2008г. стал заметен и мощный густой подрост сосны. Популяция ирисов тоже реабилитировалась. Пока. Против бульдозеров бессовестных людей не устоят ни ирисы, ни сосны.
Эти места были уникальными по своей ценности как рефугиумы многих краснокнижных видов, являлись уникальными эстетическими природными памятниками, служили рекреационными зонами для отдыхающих здесь людей со всей страны с давних времен. Там же находится древнее адыгейское кладбище - археологический объект. Туапхат - это самый северный массив пицундской сосны на побережье, и все, что можно сказать в защиту Утриша, относится в не меньшей степени к Туапхату. Чистейшая некогда морская вода и воздух загрязняются стоящими на рейде танкерами. А бессчетное количество маломерного флота, особенно скоростных катеров, создает угрозу существования здесь дельфиньих стад, в особенности - афалин. Необходимо защитить на экосистемном уровне уникальный регион, представляющий природное и историко-культурное достояние России и всего мира. Из четырех критериев объектов природного генезиса, которые могут быть занесены в список ЮНЕСКО, Российское Субсредиземноморье отвечает всем четырем: иллюстрирует эволюцию развития Кавказского экорегиона в третичное время, включает редкие геологические образования, демонстрирует уникальные прибрежные экосистемы, эстетическая ценность которых неоспорима, и включает местообитания огромного количества редких и исчезающих видов, отличается высоким уровнем эндемизма и представляет ценность с точки зрения сохранения высочайшего уровня биологического разнообразия. Для спасения субтропических средиземноморских экосистем Российского Причерноморья необходима поддержка на всех уровнях власти, привлечение к этой проблеме внимания международных организаций, в том числе ЮНЕСКО.
Нора ЛУППОВА
(ученый-биолог, житель Геленджика)