"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<30 сентября 2003>

 

СЛЕДУЯ ПРИНЦИПУ "ЗНАЙ ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ ТЫ ЗАЩИЩАЕШЬ",

"ЗЕЛЕНЫЕ" ОБЪЕХАЛИ ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ

ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА

 

21 и 28 сентября 2003 года экологические активисты Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу, ведущие кампанию протеста против строительства аммиачного терминала на Тамани, совершили объезд черноморского побережья Таманского полуострова от мыса Тузла до горы Макотра.

Есть принцип, которому мы всегда стараемся следовать: "Знай землю, которую ты защищаешь". До сих пор мы знали Тамань, ее Черноморское побережье, главным образом, по научным описаниям,  публикациям, рассказам местных жителей. Было необходимо этот пробел восполнить. Мы решили объехать именно ту часть полуострова, которая в наибольшей степени пострадает от проектов аммиачного терминала и нефтехимического порта "Железный Рог".

Наша старенькая "Нива", пробегая километр за километром по проселочным дорогам, медленно плыла по над кромкой прибрежных обрывов, над уходящей вдаль изумрудной гладью Черного моря мимо виноградников и рыбацких станов. Сначала был хорошо виден близкий берег Крыма, но по ходу движения берег постепенно поворачивал на восток и Крым постепенно скрылся из вида. Нам повезло с погодой, оба дня нашего путешествия было солнечно.

Во время поездки мы посетили такие памятники природы Таманского полуострова, как мыс Тузла, мыс Панагия, мыс Железный Рог, озеро Соленое. Также мы побывали на Бугазской Косе, вершинах сопок Поливадина и Макотра, урочище Красноселовка, берегах Бугазского и Кизилташского лиманов.

Природа Тамани потрясла нас своим своеобразием. Чистое море, окаймленное песчаными пляжами; степи, сохранившиеся на склонах сопок; скалы мысов Панагия и Железный Рог; лиманы, поразившие обилием птиц, уникальная солончаковая растительность на прибрежных периодически затапливаемых участках. То, что все это может быть перечеркнуто через несколько лет в результате морского и воздушного загрязнения от деятельности нефте-газо-аммиачного порта, преобразования в результате строительства ландшафтов и акваторий просто не укладывалось в голове.

Почему человеческое сознание может полностью  утрачивать исконно присущее его существу благоговение перед природой? Как получается, что это чувство полностью уступает место рациональным расчетам и соображениям личной выгоды? Куда подевалось это глубинное чувство у Президента корпорации "Тольяттиазот" Владимира Махлая, который рьяно всеми способами пробивает на этой земле строительство  аммиачного терминала, и у Министра путей сообщения Геннадия Фадеева, который не менее рьяно отстаивает еще более губительную для этой земли идею нефтехимического порта "Железный Рог".

Но даже, если отставить в сторону "благоговение перед природой". Ведь даже элементарное рациональное мышление, если бы Махлай и Фадеев рационально подошли бы к вопросу как распорядиться этой землей и морем, сказало бы им, что так поступать не следует. Объективный экономический расчет покажет, что рекреационное развитие черноморского побережья Тамани в долговременной перспективе экономически гораздо целесообразнее. Рекреационный потенциал этого участка Черноморского побережья настолько высок, что не видеть этого не могут только очень равнодушные к судьбе этой земли люди.

Особенно запомнилось в поездке посещение озера Соленое. Отделенное от моря песчаной пересыпью это уникальное озеро сопоставимо по своему рекреационному и лечебному потенциалу с широко известным Мертвым морем в Израиле. Дно озера покрыто толстым слоем целебного ила – продукта жизнедеятельности особых бактерий. Соленость воды здесь настолько высока (более 300 граммов соли на литр воды), что как и в Мертвом море здесь можно лежать на поверхности воды без движения. Мы вырыли в озере углубление и наслаждались эффектом непотопляемости. Потом, обмазав тела черной целебной грязью и приняв облик наших далеких африканских братьев, мы бежали купаться в море. Рациональное лечебное и рекреационное использование только озера Соленое в долговременное перспективе смогло бы перекрыть экономические выгоды от строительства порта.

Также произвели на нас неизгладимое впечатление многокилометровые широкие песчаные пляжи Бугазской Косы, отделяющей Бугазский лиман от Черного моря. Сейчас в конце сезона они были практически пустынны и поражали глаз первозданной чистотой. Десятки тысяч отдыхающих могли бы вместить эти пляжи. Разумеется, при жестком экологическом контроле, так как экология косы очень уязвима. При том, что в России для отдыха миллионов россиян, которые не могут себе позволить отдых на море за рубежом, есть только несколько сотен километров черноморского побережья, строительство на Тамани крупного нефтехимического порта, который перечеркнет рекреационную ценность десятков километров таманских пляжей – просто безумие.

Увидев природу Тамани своими глазами, мы еще раз убедились, что единственный путь устойчивого развития черноморского побережья Таманского полуострова – это развитие здесь всероссийского курорта. Если бы те деньги, которые предполагается вложить в строительство терминала и порта, вложить в строительство здесь развитой курортной инфраструктуры, это принесло бы гораздо больший экономический эффект при  гораздо меньшем негативном воздействии на окружающую среду, дало бы устойчивый (на века) источник средств существования для местного населения.

Наша "Нива" миновала поселок Янтарь. Заросшие камышом иссиня-голубые озера за поселком в очередной раз прервали в целом антропогенный пейзаж сельской местности Тамани. Начинающийся от этих озер и простирающийся вдоль лиманов по склонам сопок Поливадина и Макотра до сопки Лысая участок был самым большим встреченным нами малонарушенным участком таманских степей и солончаковых пустошей. Так как мы, прежде всего, природоохранники, много раз во время путешествия посещала нас мысль о необходимости заповедания некоторых особо уникальных и сохранившихся участков Таманского полуострова. Природа Тамани воистину уникальна и крайне важно хотя бы некоторые ее участки сохранить в естественном состоянии.

 

В конце нашего путешествия вечером 28 сентября мы поднялись на вершину сопки Макотра, замыкающую небольшой, окружаемый водами трех лиманов – Бугазского, Кизилташского и Цокур, полуостров внутри Таманского полуострова. Стоя на этой вершине в лучах заходящего солнца, и обозревая простирающиеся вокруг землю и воды Тамани, я пронзительно остро чувствовал свое единство с этой конкретной окружающей меня такой маленькой и такой огромной частью планеты Земля. Во имя ее спасения, мы - небольшая группа экологических активистов и несогласные с нефтехимическим будущим тысячи жителей Таманского полуострова должны остановить наползающую на эту землю и это море махину корыстных интересов корпораций. Остановить вопреки силе сотен миллионов долларов, вопреки силе власти отдельных государственных структур, увы, защищающих интересы не народа, а этих корпораций. Я чувствовал, стоя на этой вершине, что силы Земли, силы Вод и силы Неба на нашей стороне. Я несколько раз произнес магические заклинания, отражающие мой менталитет, сформировавшийся еще детстве на образах Че Гевары и латиноамериканских революций: "No pasaran!" ("Они не пройдут!") и "Venceremos!" ("Мы победим!"). Окружающий меня Мир был согласен с этими словами.

 

Андрей РУДОМАХА

(Независимая Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования