Размышления врачей
Компания «Еврохим» в средствах массовой информации и при встречах с обеспокоенными жителями пытается изо всех сил доказать полную безопасность для здоровья города Туапсе эксплуатации построенного ею в самом центре города балкерного терминала по перевалке минеральных удобрений. Авторы этой статьи, будучи профессиональными врачами, с этим категорически не согласны.
Вначале хочется сказать несколько слов о том, почему появился этот текст. Общеизвестно, что увеличение промышленной нагрузки и загрязнение городской среды пагубно сказывается на здоровье людей. Но для подавляющего большинства это знание остается весьма абстрактным. Врачам же намного сложнее. Ежедневно им приходится встречаться с человеческой болью и страданиями и неминуемо размышлять: что стало причиной болезни, почему число заболеваний растет, и отчего так схожи случаи; видеть тенденции и закономерности этих процессов.
Отсюда повышенный уровень обеспокоенности в среде медиков и невозможность молчать. Ибо от нашей информированности зависят выводы, которые мы можем сделать, наше отношение к ситуации и решения, которые мы принимаем.
Рассмотрение всех факторов загрязнения окружающей среды и влияние их на человеческий организм даже вкратце займет не один десяток страниц и много времени у читателя. Поэтому здесь рассмотрен только один аспект нашей общей среды - воздух, и один новый фактор загрязнения воздушной среды города Туапсе - перевалка минеральных удобрений на Туапсинском балкерном терминале компании «Еврохим» в беспрецедентно огромных количествах.
Основными путями проникновения ядохимикатов и удобрений в виде пыли в организм человека являются дыхательные пути (газы, пары, аэрозоли), желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки. Чаще всего химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве, попадают в организм через дыхательные пути. Учитывая анатомическое строение дыхательных путей, ингаляционное воздействие ядов следует считать наиболее опасным.
Соединения, содержащие нитрогруппу (аммиачная, натриевая и кальциевая селитра, нитроаммофоска и т.д.), являются сильными метгемоглобинообразователями (под их воздействием гемоглобин крови теряет способность переносить кислород). Минеральные удобрения, содержащие фтор, (пока еще не грузились в Туапсе) вызывают нарушения по типу флюороза, происходят атрофические изменения слизистых оболочек дыхательных путей (усыхание), из-за чего возникает хронический насморк, воспаление носоглотки и бронхов. Высокие концентрации газообразных соединений фтора могут вызвать носовые кровотечения и изменения во внутренних органах. Способность фтора накапливаться в костных тканях приводит к развитию изменений в костной системе, а также к появлению меловидных пигментных пятен на эмали зубов, к повышению их хрупкости и стираемости.
Ингаляционное воздействие удобрений, особенно карбамида, за счет выделения в свободном виде аммиака (мочевины), приводит к хроническому интерстициальному процессу и катарально-десквамационным явлениям в легких - возникают хронические бронхиты и пневмонии, протекающие по типу химического ожога легких (разная кислотность удобрений и нежной слизистой дыхательных путей). На поврежденной слизистой легко развивается инфекция - вирусная и бактериальная. Таким образом, болеть мы станем намного чаще. Все это с течением времени, исходя из общих принципов патфизиологии (науки, изучающей развитие заболеваний), вероятно, и приводит к образованию рака легких, учитывая постоянное повреждение тканей дыхательных путей.
Вкратце механизм этого процесса приблизительно таков.
При частых повреждениях слизистой, выстилающей дыхательные пути, клетки, из которых она состоит, погибают, на смену растут новые, но уже не такие же нормальные реснитчатые клетки, а другие - так называемый плоский эпителий. А они уже служат источником раковых клеток. Проще говоря, при более частой смене клеток возникает больше шансов на «ошибку» при формировании новой клетки - может возникнуть «раковая». При ослабленном иммунитете нарушается система распознавания «свой - чужой», организм раковую клетку не распознает, как чужую, и она начинает быстро делиться, вызывая смертельные метастазы.
Соответственно, при вдыхании удобрений эти процессы в наших легких участятся и ускорятся. Мы, очевидно, получаем шанс заболеть раком намного больший, чем без этого повреждающего действия на слизистую наших легких.
Общее резорбтивное (после всасывания в кровь) действие проявляется в развитии дистрофических изменений в паренхиматозных органах (печень, почки, селезенка, сердце). Попадание на кожу и слизистые большинства удобрений (азот, фосфорсодержащие соединения, соли калия, натрия, цинка, меди и др.) приводит к развитию дерматитов, ринитов, конъюнктивитов.
С увеличением содержания химических примесей (как по спектру, так и по концентрации) в окружающей среде возрастает удельный вес аллергических заболеваний и иммунной недостаточности. Известно, что к аллергизирующим химическим факторам относятся минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные, сложные). Одним из проявлений подобной аллергизации организма является бронхиальная астма. Наиболее опасно воздействие химических примесей в воздухе для детей.
А теперь порассуждаем о распространении пыли удобрений. При заявленных объемах (2,3 миллиона тонн) и полной эффективности аспирационной системы (99,96%) при безотказной работе запланированный выброс составит около 5 тонн!
И представим гипотетически, что на «Еврохим» снизошло «осознание» приносимого вреда, и он взял на себя обязательство - при погрузке удобрений будут учитываться данные, предоставляемые Гидрометцентром. Но скорость ветра и его направление - это осредненные значения, как по времени суток, так и месту замера скорости ветра (разные высоты над уровнем моря, разные подстилающие поверхности, разная удаленность от сооружений и зданий).
Чтобы судить о значении скорости ветра, необходимо иметь объемную (трехмерную) динамическую карту движения воздушных масс именно МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ ГОРОДА. А достоверная математическая модель процесса будет стоить гораздо дороже, чем стоимость перегружаемых удобрений.
На чем основывается это мнение.
1) Есть такой раздел науки - аэродинамика зданий. Это научная дисциплина, изучающая воздушные потоки, возникающие около зданий и внутри них под действием ветра, разности температур внутреннего и наружного воздуха, вентиляции и осуществляемых в помещениях производственных процессов.
Смысл этой науки в том, что скорость ветра и его направление между зданиями могут быть совсем иными, чем на площадках Гидрометцентра. Если ветер дует между зданиями, то его скорость усиливается на этом участке. Если дует по направлению зданий, то там, как правило, возникает ротор, вихрь воздуха - массы вращаются по кругу, а сам вихрь может двигаться между зданиями. Большую роль играет нагрев зданий солнцем, характер подстилающей поверхности.
2) Не надо переносить свои бытовые представления о поведении в воздухе макрообъектов на микрообъекты. Например, если планер в воздухе пролетает 10 м с потерей высоты всего 1 м, то это хороший результат для макрообъекта. Если бы пыль удобрений была таким летательным аппаратом, она, при отсутствии восходящего потока, упала бы на расстоянии 100-120 м от ТБТ. Т.е - упала бы приблизительно на границе санитарной зоны в 100 метров!
Но пыль удобрений - это воздушная взвесь. Пыль состоит из огромного количества микрочастиц удобрений. И на значительные расстояния перемещаться может легко!
В качестве доказательства того, что микрочастицы удобрений, в воздушной взвеси могут легко преодолеть несколько километров, привожу ссылку: “Содержание органических веществ в атмосферном воздухе на территории комплексов достигает 40-50 мг/м3, в ОДНОМ КИЛОМЕТРЕ от комплекса концентрация их снижается до 18,6 мг/м3. Неприятные же запахи от комплекса распространяются в радиусе 5-7 км и более”. Источник: “Экологическое состояние природной среды вокруг животноводческих комплексов» http://www.pimr.poznan.pl/biul/2006_1_12T3.pdf
И еще один пример из нашей истории. Когда под Новосибирском строили Академгородок и рассматривали несколько площадок, то ученые выбрали место для городка в Золотой долине потому, что считали, что ближе 30 км от крупного города городок ученых достанет шлейф выбросов индустриального центра. 30 км!
Исходя из вышеизложенного, есть все основания предполагать, что облако, содержащее микрочастицы пыли удобрений, в случае работы Туапсинского балкерного терминала будет регулярно накрывать не только город Туапсе, во всех его точках, даже самых удаленных, но и Туапсинский район, в радиусе километров 30. В этом радиусе расположено множество поселений и здравниц района. И, как выясняется, горы не помеха для воздушных потоков.
Приведенные выше данные были получены человечеством опытным путем - путем анализа уже случившихся заболеваний и смертей. Заметьте, здесь был рассмотрен только воздух и - всего один фактор загрязнения среды, и только штатный режим работы Туапсинского балкерного терминала. Но с учетом заявленных объемов перевалки минеральных удобрений (2,3 миллиона тонн в год) и расположения терминала в эпицентре формирования городской воздушной среды. Ветры, летние температуры, высокая влажность, негерметичность конвейеров и склада могут оказаться дополнительными усугубляющими вышеизложенную картину моментами. О последствиях возможных аварийных ситуаций, если произойдет взаимодействие пыли удобрений с уже присутствующими в городе загрязняющими факторами страшно даже задумываться.
Но задумываться об этом необходимо. Ибо, только осознав, чем всем нам грозит такая эксплуатация «безопасного и суперсовременного» (согласно заверениям менеджмента компании «Еврохим») Туапсинского балкерного терминала, мы сможем перейти к активным гражданским действиям. Чтобы сохранить свое здоровье и здоровье наших детей, чтобы Туапсе был местом, где можно жить, а не выживать.