"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<21 марта 2011>
"РЕШЕНИЕ ДОБЫВАТЬ ПЕСОК СО ДНА ЧЕРНОГО МОРЯ
В РАЙОНЕ АНАПСКОЙ БАНКИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО ОБОСНОВАННЫМ"
Мнение ученого о крупномасштабном
проекте добычи песка со дна моря в районе Анапы
Как уже сообщала Экологическая Вахта, в соответствии с принятым премьер-министром России Владимиром Путиным распоряжением №2198-р от 8 декабря 2010г., а также приказом №114 от 1 февраля 2011г., принятым Роснедрами, 24 марта 2011г. должен состоятся аукцион "на право пользования участком недр федерального значения, расположенным в акватории Черного моря вдоль побережья Краснодарского края между г.Анапа и мысом Железный Рог". Этим аукционом планируется создать правовые основания для реализации проекта крупномасштабной добычи песка для обеспечения стройматериалами процесса строительства олимпийских объектов в Сочи. Данный проект, если он будет реализован, несет катастрофические последствия для Черного моря и курорта Анапа и пополнит череду государственных экологических преступлений, совершенных во имя абсурдного олимпийского проекта "Сочи-2014".
В этой связи, Экологическая Вахта по Северному Кавказу связалась с ученым-ихтиологом Сергеем ДУДКИНЫМ, кандидатом биологических наук, заместителем директора по научной работе Азовского НИИ рыбного хозяйства и получила его комментарий по поводу данного проекта. Мы приводим этот комментарий целиком.
"Проведение аукциона на участок недр - участок морского дна в акватории Черного моря между городом-курортом Анапой и мысом Железный Рог, где находятся накопленные в течение позднего плейстоцена отложения кварцевого песка дельты ПалеоДона и затем дельты Кубани – недостаточно продуманная акция, последствия реализации которой до конца не просчитаны.
На выставляемой на аукцион площади дна Черного моря предполагается осуществлять добычу песка в объеме до 20 млн. куб. метров. Добываемый песок предполагается использовать для строительства объектов Олимпиады "Сочи-2014", однако очевидно, что он может быть использован также для строительства и других объектов, например, "Острова "Федерация", для засыпки акватории Витязевского лимана под объекты новой игровой зоны в станице Благовещенская, на отсыпку пляжей в местах скальных мелководий, а также на другие цели.
У организаторов добычи песка в указанном месте имеются очевидные экономические выгоды и преимущества: добывать песок можно с использованием несложных механизмов, погрузка водно-песчаной смеси возможна непосредственно на месте добычи на баржи, транспортные расходы на доставку песка к местам назначения минимальны, время оборота транспортных средств также минимально, а выработка на единицу техники, единицу времени и отдача на затраченный рубль максимальна. Таким образом, на первом этапе разработок экономические выгоды добычи песка именно в данном месте очевидны.
Вопрос о возможности добычи песка в рассматриваемом районе предварительно прорабатывался с участием специалистов рыбного хозяйства. Поскольку указанная акватория отличается повышенным биоразнообразием морских видов, повышенной биопродуктивностью и рыбохозяйственной значимостью, отличается наличием уникальных ландшафтов и природных образований (например, банка "Мария Магдалина", рифы, подводные скалы, песчаные отмели и т.д.), любая хозяйственная деятельность будет оказывать значительное негативное воздействие, нанося ущерб рыбному хозяйству.
При всей односторонности действующей нормативно-методической базы расчета ущерба, далеко неполно и не исчерпывающе учитывающей все отрицательные последствия хозяйственного преобразования природных экосистем, предварительная оценка ущерба от организации добычи песка в рассматриваемом районе показывает, что величина ущерба рыбному хозяйству может составить порядка 4,2 млрд. руб. Если же использовать новейшие биоэкономические подходы к комплексной оценке стоимости услуг, предоставляемой экосистемами ее потенциальным пользователям (например, рекреационные услуги), то масштаб экономического ущерба от нарушения естественного функционирования указанного района будет несоизмеримо выше.
Что ценного имеется на акватории, недра которой выставляются на аукцион? Это, прежде всего, высокопродуктивные морские донные биоценозы. Их ценность и высокая значимость в поддержании рыбных запасов закреплена нормативно, образуя акваторию запретного пространства "Анапская банка", где Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна введены определенные ограничения рыболовства.
Во-вторых, прибрежные зоны города-курорта Анапы знамениты именно своими песчаными пляжами. В период СССР город имел статус всесоюзного детского курорта. Для детского отдыха анапские пляжи уникальны и не имеют аналогов в любом другом месте российского Черноморья. От западной границы города непрерывные песчаные пляжи тянутся, образуя сначала Витязевскую косу, а затем Бугазскую, заканчиваясь под самым Железным Рогом. Эта полоса песчаных пляжей имеет колоссальный рекреационный потенциал, в настоящее время используемый далеко не полностью.
В-третьих, уникальны подводные природные образования, морские "оазисы", такие, как банка "Мария Магдалина" и другие. Их ценность для формирования биоразнообразия настолько велика, что эти природные объекты с прилегающей акваторией необходимо защищать, переводя их в статус ООПТ.
Для понимания того, что может произойти в случае организации масштабной добычи песка в аукционном районе, необходимо четко представлять профиль дна Черного моря. Основная часть дна моря представляет собой глубоководную котловину (глубины порядка 2 километров) с крутыми склонами. Шельф Черного моря очень узок, близко приближен к береговой линии. В районе Анапы шельф более полог, образует обширную отмель, в своей глубоководной части на "Анапской банке" имеет крутой каньон ПалеоДона. В районе каньона отмечаются зоны апвеллинга глубинных богатых минеральными питательными веществами вод, что определяет повышенную биопродуктивность "Анапской банки", в том числе района Анапа - Железный Рог. Часть поступающего с суши терригенного материала (в том числе и песок) течениями сносится на край шельфа, откуда он сваливается в черноморскую донную котловину и необратимо теряется для мелководной зоны.
Существующие анапские пляжи, Витязевская и Бугазская косы являются динамичными геологическими образованиями, и их существование является результатом неустойчивого равновесия размыва и аккумуляции песчаной массы в мелководной зоне района. Изъятие значительных объемов песка на глубинах 30-50 метров сдвинет это неустойчивое равновесие, за счет снижения интенсивности процессов аккумуляции, в сторону размыва, что в долгосрочном плане приведет к деградации анапских пляжей, Витязевской и Бугазской кос, отступлению береговой полосы и наступлению моря. Это наиболее экономически "тяжелое" негативное последствие добычи песка, учитывая наличие на пляжах уже существующей рекреационной инфраструктуры санаториев, домов отдыха и других объектов города-курорта, которое начнет проявляться через 7-10 лет после изъятия песка. На фоне глобального потепления и повышения уровня моря, тенденции наступления моря на низменные приморские территории, что особенно отчетливо уже отмечается на побережье Азовского моря, антропогенно спровоцированное ускорение поглощения морем анапских пляжей после добычи песка чревато прямыми экономическими потерями.
Не менее губительны последствия добычи песка для уникальных песчаных донных биоценозов Черного моря и их обитателей. Сидячие виды (моллюски, асцидии, губки и другие) будут изыматься вместе с песком, гибнуть. Восстановление нарушенных биоценозов произойдет не ранее, чем через три года при условии, что характеристики грунта не будут изменены. Однако анализ практики осуществления хозяйственной деятельности на морских акваториях показывает, что, за редким исключением, акватории интенсивной хозяйственной деятельности необратимо изменяют свои биопродукционные характеристики и становятся иной, трансформированной средой обитания для водных организмов.
Что касается рыб и других водных животных и растений. Живое имеет свойство восстанавливаться и адаптироваться. Отсюда распространенное мнение о возможности полной компенсации наносимого ущерба, что закреплено в отечественной нормативной базе. Однако зачастую размеры ущерба оцениваются неадекватно, и мы повсеместно наблюдаем в долговременном плане деградацию естественных экосистем и их продуктивности. Например, вырубили крупные зрелые деревья, извели лес, а в компенсацию сделали посадки молодой поросли совсем другого видового состава. Настоящим лесом эта поросль станет лет через 50-100. Или в водном объекте изменили условия обитания всех водных животных и растений, а компенсировали выпуском ограниченного количества молоди одного вида рыб. При этом не позаботились о восстановлении условий для естественного размножения этих рыб. Рыбы выросли, их выловили, и что осталось в остатке?
Нормативную базу необходимо менять, иначе в будущем получим полностью трансформированные антропогенные экосистемы с деградированной средой обитания водных животных и растений, что мы уже видим как итог хозяйственной деятельности в XX веке на примере малых степных рек, и даже крупных водных объектов, таких как Дон, Кубань, Таганрогский залив и, отчасти, Азовское море.
Таким образом, добыча песка неизбежно нанесет непредотвращаемый ущерб популяциям водных организмов, который невозможно компенсировать какими-либо односторонними мероприятиями, например, как это принято, воспроизводством некоего количества молоди одного-двух промысловых видов рыб, которые в конце-концов будут выловлены. Ущерб будет нанесен комплексный, всем звеньям экосистемы, что приведет к ее изменению навсегда, а компенсация будет ограниченной по объемам и временной. К сожалению, такова действующая нормативно-правовая база. Решение добывать песок со дна Черного моря в районе Анапской банки является недостаточно обоснованным. Отрицательные последствия добычи песка в долговременном плане могут перекрыть экономические выгоды от этого мероприятия.
Проект добычи песка необходимо рассмотреть экспертной группой специалистов, а организация добычи возможна только при положительном заключении государственной экологической экспертизы".
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу