"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<18 июля 2002>
ИТОГИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПО ФАКТУ НЕЗАКОННЫХ РУБОК
В УНИКАЛЬНОМ МАССИВЕ САМШИТА В ДОЛИНЕ РЕКИ ЦИЦЕ
Информация Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу
о крупнейшем экологическом преступлении,
совершенном в Курджипском лесхозе, подтвердилась
В конце апреля 2002г. активистами Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу в 6-м квартале Цицинского лесничества Курджипского лесхоза был выявлен факт массовых незаконных рубок на территории лесного массива реликтового и эндемичного древесного вида - самшита колхидского. В результате этих рубок было вырублено более тысячи старовозрастных деревьев дуба, бука, липы, ясеня и др. пород, а также попутно уничтожены десятки тысяч деревьев самшита. Была необратимо нарушена первозданность уникальнейшего природного комплекса – одного из самых ценных в природном отношении на территории Республики Адыгея. Это самое крупное экологическое преступление, совершенное на территории Адыгеи за последние годы.
Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу придала данный факт широкой огласке в целях привлечения внимания к проблеме сохранности самшитовых лесов в долине реки Цице и принятия мер по наказанию виновных в этом преступлении. При этом был поставлен вопрос о халатности и, возможно, соучастии в совершении этого преступления работников Курджипского лесхоза.
В ответ должностные лица Управления природных ресурсов МПР РФ по Республике Адыгея (РА) и находящегося в его подчинении Курджипского лесхоза развернули широкую кампанию по опровержению этой информации. Не информации о возможном соучастии, это было бы понятно, а информации о том, что произошло в 6-м квартале. Вышла серия статей в республиканской газете "Советская Адыгея", появился целый ряд официальных документов, в которых утверждалось, что ничего катастрофического не случилось, а имела место обычная незаконная рубка, в результате которой было вырублено всего 66 деревьев и уничтожено всего 5 кубометров самшита, что нет никакого уникального сплошного массива самшита в 6-м квартале Цицинского лесничества, а есть лишь его отдельные куртины (участки) под пологом леса, что этот лесной массив не имеет заповедного режима ведения хозяйства и т.д. и т.п. При этом доказывалось, что данную рубку (66 деревьев) работники лесхоза якобы выявили еще в марте 2002г. Курджипский лесхоз, а затем и Управление природных ресурсов направили в Прокуратуру Республики Адыгея заявления о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении активистов Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу по статье 129 УК РФ "Клевета".
Непонятно, на что надеялось большое количество должностных лиц, совершавших все эти действия. Ведь искаженным отображением действительности в этих статьях, официальных письмах и актах невозможно было изменить объективную картину того, что произошло в 6 квартале. Не поставить на место вырубленные и поваленные деревья, не вернуть в первозданное состояние почвенный покров, изувеченный шрамами волоков. Тем не менее, в связи с тем, что под многими чиновниками от охраны природы зашатались должностные кресла, они пошли ва-банк в целях обмануть руководство республики, правоохранительные органы и общественное мнение. При прежнем руководстве республики это было не сложно - черное официально утвердить белым. Очевидно, они решили, что это удастся им и сейчас.
По идее руководство Управления природных ресурсов и Курджипского лесхоза должно было бы быть благодарным экологическим активистам за выявление столь крупного нарушения и сразу по получении этой информации должно было бы приложить максимальные усилия, чтобы разобраться в причинах допущения столь серьезного правонарушения и выявлению виновных в нем. Вместо этого бурная активность государственных “природоохранников” Адыгеи была обращена не против тех, кто совершил и содействовал этому преступлению, а против тех, кто его вскрыл. Вместо усилий по сбору реальной информации о масштабах этого преступления, выяснению обстоятельств, почему оно стало возможным, они направили свои усилия на сокрытие этого преступления. Как можно расценить по-другому тот факт, что ими до сих пор не были переданы материалы по этому преступлению в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела, хотя они обязаны это были сделать в трехдневный срок с момента выявления преступления? Уголовное дело по массовым незаконным рубкам в 6 квартале было возбуждено только на этой неделе, но совсем не по их инициативе. Почему они не могли сами сделать честный перечет вырубленных деревьев, без настойчивого вождения их по пенькам активистами Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу?
В связи с тем, что решение проблемы натолкнулось на упорное сопротивление Управления природных ресурсов МПР РФ по РА активисты Независимой Экологической Службы были вынуждены более основательно заняться этой проблемой. На протяжении июня и первой половины июля группа активистов в основном занималась только этой проблемой. За это время они сделали 8 выездов в этот район и 14 дней провели в лесу, чтобы доказать чрезвычайность совершенного в 6 квартале преступления.
11 июня 2002г. Социально-экологический Союз Западного Кавказа обратился с официальным письмом к Президенту Республики Адыгея Совмену Х.М., в котором в связи с критическим положением дел в Курджипском лесхозе поднял вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по наведению порядка на его территории. По этому письму Руководителем Администрации Президента РА и Кабинета министров РА Сергеем Клещевым была создана межведомственная комиссия по проверке фактов нарушений на территории Курджипского лесхоза. Руководителем комиссии был назначен главный специалист Контрольно-аналитического управления Президента РА Виталий Белоусов. К участию в проведении проверки были приглашены и активисты Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу.
Несмотря на изменившуюся в сторону оздоровления общеполитическую ситуацию в республике, комиссия работала в условиях, которые далеко не благоприятствовали выяснению истины. Ряд членов межведомственной комиссии, к сожалению, были отчетливо нацелены на то, чтобы сгладить критические стороны того, что произошло в 6 квартале. Прежде всего, - Руководитель Лесной Службы Управления природных ресурсов МПР РФ по РА Осман Абрегов. Руководство Курджипского лесхоза было чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы комиссия ограничилась поверхностным рассмотрением проблемы, и также всячески пыталось приуменьшить масштабы преступления в 6 квартале. В то же время необходимо отметить, что рядовые лесники Курджипского лесхоза на уровне их компетенции оказывали работе комиссии реальное содействие.
Сильно мешали работе комиссии погодные условия – несколько раз приходилось осуществлять осмотры мест рубок под дождем. Два раза смывало переправу через реку Цице.
Тем не менее, ясность в отношении того, что же произошло в 6-м квартале, в ходе проверки была достигнута. Это стало возможным, главным образом, благодаря объективному подходу к рассмотрению этой проблемы со стороны Контрольно-аналитического управления Президента РА. Комиссия четыре раза выезжала в район рубок. Первое же посещение 6-го квартала с обходом обширной территории, подвергшейся незаконной рубке, подтвердило общую картину совершенного преступления, представленную активистами Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу. Основные моменты, которые оставалось выяснить для окончательной оценки произошедшего: конкретное количество вырубленных деревьев деловых пород и уничтоженных деревьев самшита, размеры нанесенного ущерба, роль и значение насаждений самшита в природном комплексе этого лесного участка, его правовой статус. Огромную помощь в работе комиссии оказали заключения независимых экспертов - специалистов лесного хозяйства, привлеченных к проверке Прокуратурой Республики Адыгея – Юрия Ханцевича и Валерия Щурова. Их заключения свели на нет попытки Управления природных ресурсов и Курджипского лесхоза ввести в заблуждение Контрольно-аналитическое управление в отношении правового статуса этого лесного участка, значения того факта, что он является участком произрастания сплошного массива самшита и других специфических лесоводческих и лесохозяйственных моментов. Ими подтверждена уникальность природных комплексов самшитового массива, невосполнимость нанесенного им ущерба, наличие заповедного режима ведения хозяйства на территории самшитового массива.
Помимо подтверждения прежней информации о том, что произошло в 6-м квартале, в ходе проверки вскрылись новые факты нарушений в этом квартале и соседнем с ним 11-м квартале.
Когда были предоставлены документы, оказалось, что Курджипский лесхоз назначал в 6-м квартале на территории самшитового массива официальные делянки. Последнее лесоустройство, которое действует с 1997г., ясно определило статус этого массива - особо защитные участки категории “Участки леса с наличием реликтовых и эндемичных пород” с заповедным режимом ведения хозяйства. В нарушение этого Курджипский лесхоз в 1999-2001гг. на участках, имеющих заповедный режим, назначил четыре официальные делянки. Две делянки в 2001г. были назначены в самом центре самшитового массива с удалением от его границ в 700-900 метров. Территориально эти официальные делянки совпадают с расположением мест незаконных рубок. В связи с чем, у экологических активистов возник резонный вопрос - не с прямого ли разрешения Курджипского лесхоза, не под прикрытием ли лесорубочных билетов, согласно которым были отведены официальные рубки в центре самшитового массива, осуществлялись варварские рубки в течение последнего осенне-весеннего периода? Когда комиссия попросила руководство Курджипского лесхоза показать эти делянки, оно дважды переносили сроки их осмотра и, в конце концов, повело комиссию в совсем другие места за пределами самшитового массива, расположенные в километре севернее мест, где эти рубки были назначены. И там работники Курджипского лесхоза вместе с представителем Управления природных ресурсов настойчиво пытались доказать, что это якобы те самые рубки. Потом даже была составлена справка, в которой утверждалось, что, мол, ручей, по которому осуществлялась привязка, течет неправильно, а делянки расположены там, где им и положено быть по документам. При этом тот факт, что согласно документам этим делянкам положено быть в самом центре самшитового массива, а те места, куда привели комиссию, находятся за его пределами, почему-то не был удостоен внимания в этой справке.
В один из дней комиссия осмотрела места рубок в соседнем 11-м квартале Цицинского лесничества, где, как и в 6 квартале, расположены массивы самшита. Здесь также были выявлены многочисленные незаконные рубки, в том числе и на территории самшитовых массивов.
В рамках работы комиссии 2-4 июля 2002г. активистами СоЭС Западного Кавказа и работниками Курджипского лесхоза был проведен совместный перечет вырубленных деревьев деловых пород на территории 6 квартала. В результате проверки данных, полученных ранее в результате общественной инспекции СоЭС Западного Кавказа (Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу), их достоверность была подтверждена. После этого активистами Независимой Экологической Службы был осуществлен доперечет неучтенных ранее вырубленных деревьев в 6 квартале. Всего было выявлено 1150 вырубленных деревьев, из которых 994 дерева 2000-2002 гг. рубки. Причем это не окончательные цифры. Основной породой, которая подвергалась вырубке, является липа, рубка которой запрещена. Из общего количества перечтенных деревьев, липы было вырублено 486 деревьев. Ущерб, нанесенный в результате вырубки только 994 деревьев 2000-2002гг. рубки, составил 349 с половиной миллионов рублей. Если посчитать ущерб с учетом заповедного режима этого лесного участка, он возрастет в 2,5 раза. И это меньшая часть нанесенного незаконными рубками ущерба. Основной ущерб нанесен в результате уничтожения самшита. Во время работы комиссии не удалось осуществить совместный подсчет количества уничтоженного самшита. Курджипский лесхоз предоставил комиссии свои данные, согласно которым было уничтожено 6160 деревьев самшита, на площади 2,8 га, общим объемом 56 м. куб древесины. И хотя эти цифры на порядок выше его же прежних данных, согласно которым были уничтожены деревья самшита общим объемом 5 м. куб., они являются очень сильно заниженными и не соответствуют действительности.
15 июля 2002г. состоялось заключительное заседание межведомственной комиссии по проверке Курджипского лесхоза. На нем представители Курджипского лесхоза и Управления природных ресурсов МПР РФ по РА признали итоговые данные перечета по вырубленным деревьям в 6-м квартале. Тем самым в пользу общественности было окончательно разрешено одно из основных противоречий между Независимой Экологической Службой по Северному Кавказу и Управлением природных ресурсов в конфликте вокруг того, что же случилось в этом квартале - была ли там вырублена тысяча деревьев.
Контрольно-аналитическое управление Президента РА по итогам проверки признало информацию "зеленых" о массовых вырубках деревьев деловых пород и массовом уничтожении самшита в 6-м квартале Цицинского лесничества соответствующей действительности. Опубликованные в прессе статьи Управления природных ресурсов и директора Курджипского лесхоза признаны дезинформацией.
Итоги проверки ясно свидетельствуют о халатности, служебном подлоге и попытке сокрытия преступления со стороны работников Управления природных ресурсов и Курджипского лесхоза.
На этой неделе Майкопским РОВД наконец-таки заведено уголовное дело по факту массовой незаконной рубки деревьев в 6-м квартале Цицинского лесничества. Общественность надеется, что в рамках уголовного производства будет все-таки выяснено, кто совершил эту рубку. На повестке дня - полная ревизия деятельности Курджипского лесхоза. И самое главное, на фоне выявленных нарушений поднят вопрос о необходимости повышения природоохранного статуса района самшитовых лесов в долине реки Цице и радикальном изменении системы охраны лесов на территории Курджипского лесхоза. Как никогда прежде, в настоящее время существует шанс, что в этом красивейшем районе горной Адыгеи может быть наведен порядок, и что его уникальная дикая природа будет сохранена.
Андрей РУДОМАХА
(Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу)