"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<4 июня 2002>
КАК РЕАГИРУЮТ "ПРИРОДООХРАННИКИ"
ИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МПР РФ
ПО АДЫГЕЕ НА ГИБЕЛЬ ТЫСЯЧ ДЕРЕВЬЕВ
В УНИКАЛЬНОМ МАССИВЕ САМШИТА
Управление природных ресурсов МПР РФ по Республике Адыгея
пытается обмануть широкую общественность
и руководство республики, приуменьшая масштабы незаконных
рубок в массиве самшита в долине реки Цице
1-2 июня 2002 года активисты Социально-экологического Союза Западного Кавказа провели общественную экологическую инспекцию незаконных вырубок в уникальном массиве самшита колхидского в долине реки Цице (возле урочища Егерская Караулка). Совершенное здесь экологическое преступление является, пожалуй, самым крупным преступлением подобного рода на территории Адыгеи. Здесь был необратимо нарушен уникальнейший, не имеющий аналогов на территории Адыгеи природный комплекс девственного самшитового леса, произрастающего на карсте.
Это была вторая инспекция, проведенная Социально-экологическим Союзом Западного Кавказа в 2002 году в этом самшитовом массиве. Первая инспекция, в результате которой был выявлен факт осуществления на его территории в 2000-2002 годах широкомасштабных незаконных вырубок, была проведена в конце апреля. Она имела характер первичного осмотра, и в ходе ее не проводился перечет вырубленных деревьев. Это было сделано во время второй инспекции.
Инспекция проводилась на территории 6-го квартала Цицинского лесничества Курджипского лесхоза в выделах №№ 8, 10, 12, 14, 15, 16. Во всех этих выделах, согласно материалам лесоустройства, количество самшита в составе древостоя равно 10 единицам (т.е. плотность произрастания самшита - 100%). Самшит составляет здесь второй ярус леса, так как он по своей природе имеет небольшую высоту (до 7-8 метров) и покрывает территорию чрезвычайно густым растительным покровом. Среди него произрастают старовозрастные деревья дуба, бука, липы, ясеня и других высокоствольных пород, возвышающихся над самшитом и составляющих первый ярус леса. Но именно самшит является здесь полностью доминирующей древесной породой, определяющей характер природного комплекса.
Сплошной самшитовый лесной массив в пределах 6 квартала, согласно материалам лесоустройства, занимает 261,7 га. Выдела, составляющие этот лесной массив, имеют очень строгую категорию защитности - "участки леса с наличием реликтовых и эндемичных пород". Для этой категории особо защитных участков леса Правилами рубок главного пользования в горных лесах Северного Кавказа установлен заповедный режим ведения хозяйства. Т.е. здесь недопустимо проведение ни рубок главного пользования, ни рубок ухода.
В результате инспекции было учтено 705 незаконно вырубленных деревьев деловых пород. При перечете учитывались главным образом деревья 2000-2001 года вырубки, но также и 1997-99 года. Рабочая группа СоЭС Западного Кавказа поставила перед собой задачу в целом вскрыть масштабы незаконных вырубок в самшитовом массиве и прилегающих к нему участках. Из-за очень большой площади и разбросанности мест вырубок, а также ограниченности во времени активистам СоЭС не удалось сделать перечет всех незаконно вырубленных деревьев на территории 6 квартала. Это будет сделано в ближайшее время. Из общего количества деревьев по породному составу было незаконно вырублено: липы - 276 деревьев, дуба -216, ясеня -141, бука - 50, граба - 15, клена явора - 4, клена - 2, каштан - 1. Незаконно вырубленных деревьев 2000-2001 года вырубки было выявлено 648.
Так как вырубка деревьев деловых пород проводилась на территории сплошного произрастания самшита, и осуществлять ее было невозможно без его попутного уничтожения, в результате прокладки бесчисленных лесовозных волоков, а также при падении срубленных деревьев погибло огромное количество самшита. Самшит произрастает очень густо и общее количество уничтоженных и поврежденных деревьев этой породы исчисляется десятками тысяч. Мертвыми стволами самшита буквально устлана территория вырубок.
В ходе инспекции был обнаружен склад заготовленного самшита, на котором находилось 64 дерева. Это говорит о том, что лесные браконьеры, помимо заготовки обычных деловых пород, приступили к заготовке собственно самшита, что несет дополнительную угрозу этому уникальному природному комплексу.
За время, прошедшее после проведенной в конце апреля первой инспекции, на части пней появились клейма СП1 и СП2, призванные продемонстрировать, что лесники якобы в самом деле своевременно обнаруживали и фиксировали здесь самовольные порубы. Однако фальсификация этого якобы "обнаружения и фиксации самовольных порубов" настолько очевидна, что лесники лишь добавили себе проблем. Удивительно, как они "не заметили" остальное огромное количество срубленных деревьев, особенно если клейменные и неклейменные деревья часто расположены в нескольких метрах друг от друга.
Уникальность данной территории обусловлена не только произрастанием здесь самшита колхидского, но и тем, что это уникальный в геоморфологическом отношении карстовый район. На значительной территории лес произрастает на обнаженном карсте - т.е. почвенный слой практически отсутствует. Самшит, произрастающий в таких условиях, - это чрезвычайно уязвимый природный комплекс. Для его восстановления необходимы как минимум сотни лет.
В 1998 и 1999 годах, когда Независимой Экологической Службой были вскрыты незаконные вырубки в этом уникальнейшем лесном массиве, они затрагивали только его окраинные участки. Несмотря на эти рубки, он оставался крупным участком нетронутой девственной природы, характеризующейся целым рядом уникальных качеств. Сейчас же незаконные вырубки приобрели несравнимо больший масштаб и охватывают в десятки раз большую площадь. Они достигли глубинных участков массива, рассекли его на несколько частей. В результате рубок 2000-2002 года массив был необратимо уничтожен как нетронутый природный комплекс. Это преступление колоссального масштаба, и лица, виновные в нем, должны быть наказаны.
Незаконные вырубки на территории самшитового массива имели хорошо организованный и длительный характер. Это не просто браконьерский наскок - в одну ночь вырубить, в другую увезти. Все было поставлено на широкую ногу. Об этом свидетельствуют значительная площадь вырубок, разветвленная система лесовозных волоков, огромное количество вырубленных деревьев деловых пород, общее количество которых, исходя из данных, полученных в ходе инспекции, и неохваченной перечетом площади вырубок, превышает 1000 деревьев. Здесь никто особо не прятался. Шум от работы автомашин, тракторов и бензопил прекрасно слышен с магистральной лесной дороги, которая находится совсем недалеко от мест вырубок. Это место находится в самом начале территории Курджипского лесхоза, и ежедневно здесь проезжает до сотни и более машин. Исходя из этого, и имея опыт "общения" с руководством Курджипского лесхоза, в том числе и по незаконным рубкам в массиве самшита, активисты СоЭС уверены, что без его ведома эти вырубки не могли происходить. Доказать в полном объеме причастность руководства и работников Курджипского лесхоза к этим незаконным рубкам сложно, но то, что это крупнейшее экологическое преступление произошло при их полном попустительстве, очевидно. Люди, не умеющие и не желающие делать то, что они обязаны делать по своему прямому служебному долгу, а должны они, прежде всего, охранять лес, не имеют права работать в лесной хозяйстве.
Эта очень простая позиция, понятная всем людям, болеющим за сохранение лесов Адыгеи. Однако она крайне уязвляет тех, чье соответствие выполнению своих должностных обязанностей ставится под вопрос.
После того, как в республиканской газете "Советская Адыгея" была опубликована информация Социально-экологического Союза Западного Кавказа об уничтожении самшитового массива в долине реки Цице, а также доклад СоЭС Западного Кавказа на парламентских слушаниях Госсовета - Хасэ РА, содержащий крайне нелицеприятные сведения о ситуации в лесном хозяйстве Адыгеи, Управление природных ресурсов МПР РФ по Республике Адыгея, возглавляемое Георгием Козменко, развернуло бурную деятельность по их опровержению. Была создана специальная комиссия, перед которой была поставлена задача любой ценой опровергнуть информацию СоЭС. Не разобраться в том, что есть на самом деле, а именно опровергнуть. Одна за другой (25 мая, 29 мая и 1 июня) в газете "Советская Адыгея" были опубликованы три большие статьи, заголовки которых говорят сами за себя: "Чей заказ отрабатываете, господа?" (автор: Энвер Джимов - директор Курджипского лесхоза), "Вымысел и реальность в лесах Адыгеи" (автор: Пресс-служба Управления природных ресурсов МПР РФ по РА), "Огульное заявление" (автор: Управление природных ресурсов МПР РФ по РА). Руководитель Управления природных ресурсов МПР РФ по РА Георгия Козменко почему-то не осмелился поставить под двумя последними статьями свою подпись.
Статьи преследуют одну цель - опровергнуть утверждения Социально-экологического Союза Западного Кавказа о катастрофическом положении дел в лесном хозяйстве, представить его как организацию, выполняющую из непонятно каких корыстных намерений чей-то заказ, стремящуюся не природу охранять, а исключительно порочить честное имя работников Управления природных ресурсов МПР РФ по РА.
Основным конкретным фактом, который опровергается в статьях, является уничтожение уникального девственного массива самшита колхидского в долине реки Цице.
Поражают масштабы искажений и прямой лжи, содержащейся в этих статьях.
Вот лишь несколько цитат из этих статей:
"Было спилено 66 деревьев дуба, ясеня, бука и липы, диаметром от 40 до 80 см."
"Массива самшита" не было и нет, а были и есть его отдельные группы под пологом леса".
"Поскольку в этом квартале под пологом леса отдельными куртинами (группами) растет самшит, образуя нижний ярус подроста, повреждено около 5 кубометров этого уникального эндемичного вида".
Удивительно, как хватает совести тому, кто писал статью "Вымысел и реальность в лесах Адыгеи" утверждать, что "службой гослесоохраны (а не активистами СоЭС)" была выявлена незаконная порубка в самшитовом массиве в декабре 1999г. Как ее могла выявить до СоЭС служба гослесоохраны, если активисты СоЭС и работники оперативной группы Кавказского заповедника, состоявшей в то время из активистов СоЭС и возглавляемой Дмитрием Болотниковым, застали порубщиков в самшитовом массиве прямо на месте преступления и именно по их заявлению было возбуждено уголовное дело. Свидетель тому - межрайонное отделение республиканского ОБЭП, которое занималось этим делом.
Помимо газетных публикаций по различным каналам распускаются самые невероятные слухи о СоЭС. Например, такие: директор Майкопского лесхоза Жачемук убеждал одного работника лесного хозяйства, что бюджет СоЭС Западного Кавказа за прошлый год составлял 87 тысяч долларов. И что это абсолютно точные проверенные данные. Эта ложь распространяется на фоне того, что СоЭС Западного Кавказа практически постоянно находится в остром ресурсном кризисе, из-за чего не может полноценно заниматься своей деятельностью. Вся лесная кампания СоЭС Западного Кавказа этого года держится исключительно на энтузиазме и крайне скудных личных средствах его активистов.
Причина столь бурного всплеска активности, направленной на то, чтобы обмануть широкое общественное мнение и руководство Республики Адыгея, понятна. На парламентских слушаниях, состоявшихся 17 мая 2002 года, член Совета Социально-экологического Союза Западного Кавказа Дмитрий Болотников прямо назвал фамилии Козменко, Джимова и Жачемука среди лиц, несущих основную ответственность за катастрофическое положение дел в лесном хозяйстве Адыгеи, и призвал руководство республики осуществить "широкую смену кадров в лесном хозяйстве Адыгеи". В том числе имелись в виду и названные руководители. Помимо удара по самолюбию, это обвинение создало для них реальную угрозу лишиться своих должностей.
В прежние времена, при президентстве Аслана Джаримова, они могли не беспокоиться по поводу обвинений со стороны общественности и делать что угодно, не опасаясь быть наказанными. Сейчас же ситуация резко изменилась, прошло время, когда служебные нарушения могут сколько угодно долго быть безнаказанными. Они понимают, что, если им не удастся изменить общественное мнение, срок их пребывания на своих должностях закончится очень быстро.
Не ясно только, почему они не понимают, что, как не подделывай документы, сколько не пиши опровержительных статей, какие слухи не распускай - все равно это виртуальное пространство лжи не сможет изменить того, что есть на самом деле там - в 6-м квартале Цицинского лесничества. Любой человек, оказавшись там и обойдя эту территорию, даже не будучи специалистом лесного хозяйства, увидит, что это сплошной массив самшита, а не "отдельные группы самшита под пологом леса"; что там вырублено несоизмеримо большее количество деревьев деловых пород, чем 66 (и если захочет, то сможет пройти по длинному маршруту перечета вырубленных деревьев и удостовериться в их точном количестве); что количество уничтоженного самшита колоссально и никак не может быть измерено 5 кубами и т.д. и т.п. Любой человек, не утративший полностью своей естественной связи с живой природой, почувствует там, что самшитовый лес - это воистину волшебный лес, и его уничтожение не просто преступление - это кощунство.
Мы верим, что время искаженной реальности в Адыгее прошло, и реальная картина того, что произошло в самшитовом массиве, скоро будет неопровержимо официально доказана. Пытаясь всех обмануть публикациями в "Советской Адыгее", Георгий Козменко и Энвер Джимов только еще больше загнали себя в угол, добавив к прочим уголовным статьям, которые к ним применимы, еще и служебный подлог. Ослепление гневом - плохой помощник.
Если бы они в самом деле были обеспокоены произошедшим преступлением, а не сохранением собственного положительного имиджа, то они пошли бы единственным разумным в этой ситуации путем - официально подтвердить реальную картину того, что на самом деле произошло, и направить усилия на то, чтобы найти и наказать тех, кто осуществлял порубки в уникальном самшитовом массиве. А не бороться с "зелеными", которые по определению должны быть их союзниками. Мы всегда готовы активно помогать государственным структурам в любых их действиях реально направленных на охрану природы. И примеров такого сотрудничества - огромное количество.
Андрей РУДОМАХА
(Независимая Экологическая Вахта по Северному Кавказу)