"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<30 июня 2008>

 

УНИКАЛЬНАЯ ПРИРОДА ДОЛИНЫ ТЕМНАЯ ЩЕЛЬ ПОД УГРОЗОЙ!

 

Жители поселков Синегорск и Новый обеспокоены

планами разработки карьера в долине Темной Щели

 

В Абинском районе Краснодарского края, где не так давно общественность боролась с планами создания карьера на хребте Грузинка, еще одной ценной природной территории угрожает опасность в связи с планами добычи полезных ископаемых. На этот раз угроза нависла над долиной Темной Щели, расположенной в районе поселка Синегорск (Холмское сельское поселение) где находятся многие ценные природные объекты, в том числе, известные "Каменные грибы". Здесь ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" (генеральный директор Шевцов Сергей, тел./факс: (86150)66467, тел.: (86166) 24510) планирует создание карьера площадью 8 гектаров для добычи бутового камня.

Однако против карьера активно выступают местные жители из поселков Синегорск, Новый, Холмский, которых поддержала Экологическая Вахта по Северному Кавказу, а также краснодарские ученые, обеспокоенные угрозой сохранности природных и археологических памятников Темной Щели. Активисты Экологической Вахты осмотрели район планируемого карьера 8 июня 2008г. и еще раз представитель Экологической Вахты выезжал на карьер 17 июня для встречи с руководством организаций, лоббирующих его создание.

Напряжение вокруг этого проекта очень высоко, так как уже в этом году планируется начать на нем работы.

Вероятно, проект создания карьера имеет "второе дно", скрытое от глаз общественности и контролирующих государственных органов. Это касается и назначения карьера, и того, какая организация стоит за этим проектом. Формально создание карьера в Темной Щели преподносится просто как расширение существующего карьера по добыче бутового камня, или природных песчаников, который эксплуатируют в районе Синегорска уже более 50 лет. Но местные жители уверены, что отнюдь не добыча бутового камня является действительной причиной, привлекающей инвесторов вкладывать средства в этот проект. Для этого совершенно не нужно разрабатывать карьер в новом месте, так как запасов камня на старом карьере более чем достаточно. Скорее всего, коммерческий интерес к этому проекту подогревает возможность добычи камня-плитняка, которым изобилует Темная Щель.

И, похоже, что за этим проектом стоит не "Кубаньводремкапстрой", а совсем другая организация - ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", ("Управление "Кубаньмелиоводхоз", директор Малышевич Борис Николаевич, тел. (861)2314469, 2314989) с которой ООО "Кубаньводремкапстрой" формально работает "по договору". Но как показал визит представителя Экологической Вахты на карьер для встречи с руководством этих организаций, решает все именно "Кубаньмелиоводхоз". Сергей Шевцов даже не стал разговаривать, предоставив "вышестоящему начальству" решать все вопросы.

От заместителя директора ФГУ Виктора Губарева удалось узнать много интересного о декларируемом характере планируемых разработок и в целом о значении этого вида горнодобывающей промышленности для нашего края. Бутовый камень используется для противопаводкового обвалования рек. По словам Виктора Губарева, такой карьер в Краснодарском крае единственный. Общая его площадь - 47 га, а площадь нового участка в Темной щели составляет 8 га. Для того, чтобы начать работы, по словам руководства ФГУ, осталось получить лишь положительное заключение Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю. Примерно половина участка расположена в средней и дальней, относительно подъездной дороги со стороны поселка Синегорск, части Темной Щели, вторая половина – по правому склону щели в сторону уже разрабатываемого карьера.

Слов нет, обваловывать наши реки, имеющие склонность бурно разливаться во время наводнений и паводков, необходимо, и камень для этих мероприятий брать откуда-то нужно. Но при ближайшем рассмотрении ситуация с карьером в Темной Щели оказывается не столь простой и однозначной, как это хотел бы представить директор ФГУ Борис Малышевич, который приехал на место будущего карьера, узнав, что кто-то интересуется тем, что там происходит.

Во-первых, решение о размещении экологически опасных объектов, согласно Федеральному Закону "Об охране окружающей среды", должно приниматься с учетом мнения населения. Следовательно оно обязательно должно предваряться общественными слушаниями по данному вопросу. Этого сделано не было. Более того, Борис Малышевич в агрессивной форме отрицает саму возможность проведения общественных слушаний, мотивируя это тем, что создание карьера – задача государственной важности и спрашивать мнение местных жителей по этому поводу "просто смешно".

Жители не случайно выступают против этого проекта. Причиной тому не только обеспокоенность за сохранность уникальных уголков природы их малой родины. Разработка карьера окажет негативное воздействие в целом на их среду обитания. Долгие годы жители страдали от взрывов, сопровождавших выработку каменного материала на уже действующем карьере. Новый участок еще ближе к жилым домам. Разработка карьера вызовет значительное пылевое загрязнение местности, что может повлечь всплеск респираторных заболеваний и различных видов аллергии. Кроме того, по дну Темной Щели течет один из основных ручьев, питающий реку Хабль. Сплошная вырубка леса, взрывные работы и движение техники нарушат гидрологический режим этого ручья, что негативно отразится и на состоянии реки Хабль, которая и без того уже в засушливое время река критически мелеет, а при выпадении обильных осадков вспучивается от паводка.

Во-вторых, Темная Щель – чрезвычайно интересная в природном и историческом отношении территория. Здесь расположены дольмены, менгиры, "каменные грибы". Два дольмена на территории Темной Щели стоят на склоне безымянной вершины между горами Чубатой и Крестатой. Еще два дольмена находятся на горе Паник между горами Чубатой и Горбенкова. До настоящего времени они были вне поля зрения исследователей, и на карты, которыми руководствуются разработчики карьера, не нанесены. Однако они располагаются в непосредственной близости от планируемого карьера, и взрывные работы могут привести к их повреждению или даже полному разрушению.

Такая же участь может постигнуть и другие мегалиты – менгиры, которые представляют из себя микроколонны высотой около 60 см и диаметром около 30 см. Они во множестве рассеяны по холмам вокруг Темной Щели. Кубанской археологии эти менгиры также пока известны не были. Возможно, историки, изучив памятники дольменной культуры и менгиры, рекомендуют создать в Темной Щели музей под открытым небом или экскурсионную тропу. Если еще останется, к чему водить экскурсии.

 На южном склоне горы Чубатой находится чрезвычайно интересный природный объект - два "каменных гриба" высотой 2 и 3 метра. Это каменные образования, сложенные песчаником, которые появились, вероятно, в результате эрозии почвы. На дне ущелья расположена удивительная по красоте скала "Зеркало" высотой около 10 метров. Кроме того, в Темной Щели обитают представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Краснодарского края.

Третья причина, по которой местные жители выступают против разработки нового участка карьера – их серьезные опасения, что это уникальное место будет попросту уничтожено для отдыха людей. В этой местности проходит несколько туристических маршрутов, проводятся туристические соревнования для школьников Абинского района и Краснодарского края. Но на деляночных столбах по границам выбранного участка было четко написано: "сплошная рубка под карьер, 2008г.". Разумеется, ни о каком туристическом значении Темной Щели после сплошной вырубки леса и начала разработки карьера говорить уже не придется. Это место уже невозможно будет использовать в целях спортивного и экологического туризма, что не лучшим образом отразится на туристическом имидже Абинского района и похоронит перспективы создания близ поселков Нового и Синегорска новых курортных зон.

В беседе с представителем Экологической Вахты по Северному Кавказу Виктор Губарев очень эмоционально доказывал, что природе будущий карьер нанесет минимальный ущерб, что все древесные насаждения будут впоследствии восстановлены в ходе рекультивации использованной земли. Закончить выработку карьера планируется к 2023 году. Вопрос: останется ли что-нибудь от древних памятников природы и истории к тому времени, возвратятся ли сюда распуганные звери и, опять же, будет ли им куда вернуться? Печальная практика показывает, что, несмотря на прописанные в документах требования по восстановлению территории и уверения разработчиков недр, что они неукоснительно будут следовать букве закона, реабилитация ландшафтов после разработок карьеров происходит далеко не всегда.

В Абинском районе уже есть подобный пример. В западной части хребта Дерби, на северном склоне горы Сахалин расположен Сахалинский ртутный карьер. Вот уже 10 лет добыча руды в нем не ведется, но никаких работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению природного ландшафта никто не проводил и, похоже, проводить не собирается. Эрозия и оползни постоянно разрушают склоны карьера, вырубленный лес не заменен новыми посадками. Стоит ли удивляться, что жители Синегорска и Нового скептически относятся к обещаниям о грядущем восстановлении территории? Также как и к словам о том, что в карьере будут добывать бутовый камень. Они уверены, что на карьере будут добывать плиточник.

Виктор Губарев отрицает возможность промышленной добычи плиточника в Темной Щели, а стремление корпорации освоить новый участок объясняет экономической выгодой: мол, разработка нового участка позволит минимизировать расходы на транспортировку камня. Однако Темная Щель только на несколько километров ближе. Нет никакой экономической целесообразности забираться в Темную Щель.

Жители поселка Синегорск создали инициативную группу и настроены не допустить разработку нового каменного карьера, грозящего гибелью редкой по красоте, рекреационной востребованности и научной ценности Темной Щели.

 

Татьяна ЛЬВОВА

Дмитрий ШЕВЧЕНКО

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования