"СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ КУБАНИ И АДЫГЕИ"
<26 мая 1996>
БОЛЬШОЙ ТХАЧ: УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ
ГОР КАВКАЗА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На краснодарской части Большого Тхача
на территории Восточно-Тхачского карстового массива
намечены крупномасштабные вырубки леса
Район горы Большой Тхач расположен на юго-востоке Краснодарского края в Мостовском районе, ближайший крупный населенный пункт - станица Баговская. Также он захватывает часть территории Майкопского района Республики Адыгея. Административная граница рассекает его пополам.
Гору Большой Тхач видно далеко с равнины. Этаким форпостом высокогорья она возвышается над окружающими ее лесами. Но не этот фактор является ее главным отличием от простирающихся к востоку, северу и западу от нее лесных низкогорных территорий. Уникальная нетронутая дикая природа района горы Большой Тхач, характеризующаяся высоким ландшафтным и биологическим разнообразием, ее чрезвычайно важное средообразующее значение, исключительная эстетическая ценность - все это требует принятия настоятельных и неотложных мер по ее спасению. Чтобы с нею не произошло того же, что с природой окружающих данный район низкогорий.
Сверху, с плато Большого Тхача, леса, покрывающие эти низкогорья, напоминают лоскутное одеяло. Дешифровать эту картину очень просто. На протяжении десятилетий здесь шла интенсивная рубка лесов, и вся территория теперь представляет собой сплошную череду делянок. В свое время тут повсюду были разбросаны временные поселки лесозаготовителей. Лес вырубался в огромных масштабах. Вырубался варварски. Вся площадь этих лесов сплошь изборождена шрамами тракторных волоков и образующимися в результате их размыва оврагами. В больших количествах срубленный лес попросту бросался и пропадал. Практика планового хозяйства с его взысканием за “недоруб” породила многочисленные случаи, когда лес рубился в таких местах, где его заведомо невозможно было вывезти - для того только, чтобы вовремя отчитаться за выполнение плана по вырубкам.
Результаты этого не заставили себя долго ждать. В конечном итоге проиграли все. Была уничтожена уникальная нетронутая природа этих мест. Нарушен экологический баланс в результате утраты лесами значительной доли своего средообразующего значения, негативного изменения водного режима, глобальной эрозии почв и других факторов. Местные жители лишились средств к существованию, ибо лес во всех ипостасях его использования - основа обеспечения их жизни. Это выражается не только в возможности работать на лесозаготовках или лесопереработке; истощительное и экологически варварское вырубание леса подорвало такие источники существования местного населения, как охота и рыболовство. Проиграла и система лесного хозяйства: “съев” сразу все, сейчас она, по сути, находится в тупике. Невыполнение основополагающего, но, к сожалению, только декларируемого принципа неистощительности лесопользования (согласно которому, вырубаться леса должно столько, сколько его прирастает) привело к тому, что лесная отрасль в этом районе лишилась основы обеспечения своего существования. Промышленные запасы леса реально исчерпаны. Лесозаготовительная и лесоперерабатывающая отрасли лишились сырьевой базы. Все это имеет место не только здесь, в Мостовском районе, но и повсюду в лесных районах Краснодарского края. Каким же образом разрешается данная тупиковая ситуация?
Безусловно, Управление лесного хозяйства Краснодарского края проводит большую работу, чтобы исправить это положение. Но набравшая разбег за многие десятилетия практика истощительного и экологически ущербного лесопользования продолжает свое инерционное движение. Сейчас, на фоне общего резкого снижения объема вырубок, все в более широких масштабах ведется рубка леса в прежде не затронутых рубками девственных лесных участках, находящихся в верховьях рек, по балкам и в труднодоступных удаленных районах. Рубится меньше, но вырубке подвергаются наиболее ценные в экологическом отношении участки.
Район горы Большой Тхач сохранился доселе, главным образом, именно благодаря своей труднодоступности. Но применение вертолетной трелевки позволило брать лес практически где угодно. В 1994г. здесь, в пределах Восточно-Тхачского карстового массива, были вырублены уникальные высокогорные буковые леса на склонах горы Клюковая и на водоразделе ручьев Орлиный и Корытный. По масштабам нарушения экологических и лесохозяйственных норм, степени ущерба, причиненного уникальному природному комплексу данного района, адекватно характеризовать совершенное здесь не как просто лесонарушение, а как экологическое преступление.
В 1995г. были сделаны новые лесоотводы на территории Восточно-Тхачского карстового массива, в еще более глубинных его частях. В силу чисто экономических причин (дороговизна вертолетной трелевки), этот лес пока еще не срублен. Необходимо сделать все, чтобы его спасти.
Краснодарское краевое отделение Социально-экологического Союза и Кубанская Народная Академия обратились в Краснодарский краевой комитет по охране природы относительно необходимости создания комплексной комиссии, которая определила бы, насколько эти лесоотводы законны и экологически допустимы.
Данной проблемой озабочены не только общественные организации. Кавказский заповедник, к территории которого на большом участке примыкает район горы Большой Тхач, Министерство охраны окружающей среды Республики Адыгея (в связи с его инициативой создания национального парка “Тхач”) также обратились в Краснодарский краевой комитет по охране природы с просьбой рассмотреть вопрос целесообразности данных отводов.
Но решение вопроса конкретно по этим лесоотводам - только малая часть всего комплекса проблемной ситуации с угрозой разрушения в данном районе уникальных высокогорных природных комплексов. И даже решение проблемы сохранения собственно района горы Большой Тхач - это еще не все.
К району горы Большой Тхач примыкают массивы хребтов Агиге и, далее, Малые Бамбаки. Они представляют собой единый регион уникальной высокогорной природы в междуречье долин рек Белая и Малая Лаба. И речь необходимо вести о сохранении его целиком.
Государственная комиссия Республики Адыгея, которая провела в прошлом году комплексную экологическую проверку в районе горы Большой Тхач, рекомендовала в качестве наиболее оптимальной меры по сохранению природы данного района создание здесь национального парка. Комиссия изучала состояние природных комплексов на адыгейской части данного района, но ее выводы относимы к нему целиком, так как обе его части, разделенные административной границей, представляют собой целостный природный комплекс. Краснодарское краевое отделение Социально-экологического Союза и Кубанская Народная Академия также считают, что здесь необходимо создать национальный парк.
Доводы о том, что сокращение здесь лесоразработок окончательно подорвет материальную основу жизни местного населения, не выдерживают критики. Если бы речь шла о действительной заботе относительно судьбы местного населения, то решение данной проблемы очевидно: лес нужно перерабатывать на месте, а не вывозить отсюда кругляком. Это позволило бы, при обеспечении очень высокого уровня жизни местного населения, добывать гораздо меньше леса. Материальная возможность реализации этого? Ничтожной доли тех доходов, которые извлекались и продолжают извлекаться в результате эксплуатации здешних лесных ресурсов, хватило бы, чтобы организовать в поселках и станицах горно-лесной зоны такую лесопереработку.
Вместо этого лес вырубается для вывоза его кругляком за границу. Запасов леса для подобных целей объективно нет. Леса горной части Мостовского района и Краснодарского края в целом уже утратили лесопромышленное значение. Это объективная реальность, игнорирование которой приносит колоссальный ущерб.
А в целом, разве пример исчерпанности казавшихся прежде беспредельными лесных ресурсов в зоне низкогорья не свидетельствует о бесперспективности опоры на добычу леса как основу жизни местного населения? Тех, незначительных в сравнении с прежними запасов леса, которые можно взять на труднодоступных участках района горы Большой Тхач, хватит ненадолго. А что потом? И природа исковеркана, и леса (то есть работы) нет. Создание же национального парка, как показывает практика, способно, сохраняя природу, крайне эффективно и в материальном плане использовать иные, помимо рубок леса, ресурсы природных территорий. В странах Запада доходы местных жителей на территориях, примыкающих или входящих в состав национальных парков, за счет обеспечения туризма и других, не подрывающих экологического равновесия, видов природопользования на их территории, очень высоки.
Дальнейшие интенсивные вырубки леса в районе горы Большой Тхач, в долине реки Ачешбок, на соседних горных массивах хребтов Агиге и Малые Бамбаки недопустимы. Утрата уникального природного комплекса, стоимость негативных экологических последствий во много раз перекрывают сиюминутную экономическую выгоду, которая может быть получена в результате сведения здесь девственных лесов.
Андрей РУДОМАХА
(Краснодарское краевое отделение СоЭС)