Исх. №33 Президенту Российской Федерации
от 24.10.2011
Д.А.Медведеву
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
Б.В.Грызлову
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Борис Вячеславович!
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации опубликована новая редакция Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 549129-5), подготовленная ко второму чтению (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=549129-5).
Мы вынуждены отметить, что наиболее принципиальные положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 97705-5) сохранились и в данном законопроекте.
Поддерживая в целом модернизацию Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», мы считаем необходимым сообщить, что принятие некоторых положений указанных поправок может серьезно ослабить законодательную защиту особо охраняемых природных территорий и повлечь за собой разрушение охраняемых природных комплексов.
По нашему мнению, самыми опасными являются следующие положения законопроекта.
1. Возможность изменения границ государственных природных заповедников в случае исключения из его состава земельных участков, использование которых по целевому назначению в виду утраты ими особого экологического, научного и иного особо ценного значения невозможно ((подпункт «а» пункта 2 статьи 2 Законопроекта (изменения, вносимые в пункт 1 статьи 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Эта норма создает законное основание для изъятия из заповедника такого участка территории, который по какой-то причине (в том числе, в результате умышленно нанесенного вреда – например, поджога или незаконного строительства) утратил свое особое экологическое и иное значение. Это не может не послужить стимулом для попыток нанесения такого умышленного вреда и осуществления незаконной деятельности на территориях заповедников, поскольку в результате окажется возможным легализовать эту деятельность путем изменения границ заповедника.
2. Возможность преобразования заповедника в национальный парк по относительно простой процедуре «в исключительных случаях», причем законом не устанавливаются четкие критерии, какие случаи должны считаться исключительными, не конкретизируется состав и характер обоснования для такого преобразования и не указывается, каким образом при этом будет сохранен прежний максимальный уровень охраны ценных природных комплексов (пункт 4 статьи 2 Законопроекта (изменения в статью 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
В густонаселенных или туристских регионах (таких, как Поволжье, Кавказ, Южный Урал или Алтай), это может привести к широкому преобразованию заповедников в национальные парки и, в результате, к деградации уникальных природных комплексов, охраняемых на территориях заповедников.
Представляется, что реализация этих положений может не только привести к разрушению отдельных охраняемых природных комплексов и объектов, но и ставит под сомнение само существование российских заповедников как уникальной категории особо охраняемых природных территорий.
Законопроектом (п. 6 статьи 2) предлагается дополнить статью 38 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» пунктом 4 следующего содержания:
«4. Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон, расположенных на территории национальных парков, в местах произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников допускается только в случае, если отсутствуют иные варианты размещения таких объектов при условии проведения мероприятий по воспроизводству лесов. Древесина видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников, полученная при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, вследствие отсутствия других вариантов размещения таких объектов, подлежит уничтожению или безвозмездной передаче соответствующему национальному парку, которые могут использовать эту древесину для осуществления задач, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.».
Данная редакция создает правовую основу для, уничтожения ценнейших лесных насаждений национальных парков, в том числе содержащих виды, занесенные в Красный список МСОП и Красную книгу России.
В ближайшей перспективе особой угрозе будут подвержены такие виды как самшит колхидский, несколько видов можжевельников, фисташка туполистная, лапина крылоплодная, тис ягодный - эндемики Западного Кавказа, ключевые места обитания которых находятся на территориях, привлекательных для строительства туристических объектов. Впоследствии эта норма может создать угрозу также для многих других охраняемых видов, особенно в регионах Кавказа и Дальнего Востока России.
Данная редакция законопроекта противоречит базовым природоохранным нормам, содержащимся в Российском законодательстве.
Согласно статье 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Таким образом, данный законопроект противоречит Федеральному закону "Об охране окружающей среды" и его принятие приведет к коллизиям при применении указанных законов.
Указанные положения, по нашему мнению, могут повлечь за собой тяжелейшие последствия для всей системы охраны природы в стране.
С учетом того, что за указанными поправками с большой вероятностью стоят коммерческие интересы представителей крупного бизнеса, связанные с использованием заповедных земель, нельзя исключить коррупционную составляющую при их разработке.
Также следует отметить, что многие российские заповедники и национальные парки подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений (в первую очередь – Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Рамсарской конвенции).
Принятие указанных поправок и последующее за ними вовлечение территорий заповедников и национальных парков в хозяйственную деятельность повлечет за собой нарушение обязательств Российской Стороны, вытекающих из этих международных правовых актов. Это также отрицательно скажется на имидже России как государства, законодательно допускающего разрушение объектов мирового наследия.
Данный законопроект противоречит и нормам международного права.
Так, в соответствии с Конвенцией ООН "О биологическом разнообразии" Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и/или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций.
Конвенция требует от государства-стороны создавать законодательные акты по сохранению находящихся в опасности видов. Предлагаемая норма наоборот законодательно разрешает уничтожение редких и исчезающих видов.
Таким образом, данный законопроект противоречит Конвенции о биологическом разнообразии.
В соответствии со статьей 5 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО государства - стороны настоящей Конвенции, по возможности, стремятся обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение, и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране:
принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия.
Следует отметить, что Комитет всемирного наследия на своей 35 сессии, проходившей с 19 по 29 июня 2011 года в Париже, принял следующее решение:
Комитет с обеспокоенностью отмечает также информацию о предлагаемых изменениях в Федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях, которые могут бы существенно снизить уровень защиты государственных заповедников и ослабит режимы охраны более половины российских объектов всемирного природного наследия, а также просит государство-участника представить дополнительную информацию о предлагаемых изменениях в закон и принять все соответствующие правовые меры для поддержания высокого уровня защиты всемирного природного наследия, на его территории в соответствии с пунктом 15 (е) Операционного руководства по выполнению Конвенции.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, принятие указанного пункта в представленной редакции противоречит требованиям Конвенции и, как следствие, статье 15 Конституции Российской Федерации.
Мы вынуждены констатировать, что в последние годы законодательная защита уникальных ООПТ России неуклонно снижается.
При этом предлагаемые изменения в законодательстве открывают возможность для еще более сильного антропогенного воздействия не только на национальные парки, но и на государственные природные заповедники, режим которых до сих пор обеспечивает наилучшую сохранность среди существующих в мире особо охраняемых природных территорий.
Поправки в закон об ООПТ готовятся, очевидно, в спешке, без привлечения специалистов в области охраны природы, без обсуждения с общественностью. Это неизбежно приводит к односторонним, непродуманным правовым решениям, способным нанести значительный вред той сфере, которую они должны регулировать. А следовательно – нанести вред природному наследию России, защита которого является основной задачей законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Учитывая изложенное, просим Вас отклонить проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 549129-5) в указанной редакции и обеспечить широкое общественное обсуждение новой редакции Закона об ООПТ с общественностью и специалистами в области заповедного дела.
Приложение:
Список участников Коалиции неправительственных экологических организаций и организаций коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, 2 стр.
Секретарь
Коалиции неправительственных экологических организаций
и организаций коренных малочисленных народов
Сибири и Дальнего Востока А.Н. Арбачаков