"ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ" (Ростов-на-Дону)
<26 августа 2003>
АЗОВСКИЕ ЦВЕТОЧКИ НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ, 112:
МЕТАНОЛОВЫЕ ЯГОДКИ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ?...
А. ПОПОВА,
И. САВИЦКАЯ
Вчера в Ростове возле здания областной администрации на площади Советов состоялась акция протеста против строительства в Азове терминала по перевалке метанола (крайне ядовитого химического вещества). Ее организаторами выступили члены общественного экологического движения "Хранители радуги", лево-радикального движения "Автономное действие" и сами жители Азова.
Накануне корреспондент "Вечернего Ростова" позвонила сначала в мэрию, а затем в администрацию Кировского района (на территории которого и расположен "Белый дом"). И выяснилось, что никаких заявок на проведение этого мероприятия не поступало.
За десять минут до объявленного организаторами начала акции на площади перед администрацией области несли свою службу многочисленные сотрудники правоохранительных органов: сплошь майоры и подполковники. Они перекрыли подходы ко всем ведущим к "Белому дому" дорожкам. На второстепенных направлениях в дозоре стояли чины помладше.
- Почему так много ваших сотрудников? - спросила корреспондент "Вечернего Ростова" у первого попавшегося на пути полковника. Им оказался заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД Ростовской области Сергей Николаевич Дробязко.
- Усиление вызвано террористическими актами, которые произошли утром в Краснодарском крае, - сообщил полковник милиции. - Сколько здесь наших сотрудников? Явно больше двух!
Действительно, сумки всех намеревающихся пересечь площадь тщательно досматривались. Но у одного из полковников мы увидели папочку, на которой явственно читалось: "Хранители радуги"...
Вскоре на одной из лавочек журналисты приметили пенсионера с букетом цветов. Оказалось, он узнал об акции из газет и специально приехал из Азова, чтобы влиться в ряды "Хранителей радуги" и возложить символические "похоронные цветы" к зданию администрации.
- Вот, букет у вас на рынке купил: за 50 рублей! - показал азовчанин.
Его зовут Владимиром Петровичем Мищенко, 65 лет, пенсионер.
- У меня недавно сосед умер - выпил суррогатной водки. Теперь чиновники хотят у нас суррогатный терминал построить, - говорил он. - И "коктейль" приготовить не только для Азова, но и всей дельты Дона и даже всего Азовского моря! Найдется ли хоть одна здравомыслящая страховая фирма, способная застраховать теперь этот район?..
Ободренный вниманием прессы, Владимир Петрович подошел к зданию администрации и возложил к стене цветы - что должно было, по задумке организаторов акции, символизировать похороны города Азова.
Именно областную администрацию активисты протестного движения считают заинтересованной в строительстве терминала. Поэтому, собственно, акция и должна была пройти в Ростове (до сих пор азовчане выступали с протестом только в своем городе).
Букет Мищенко тут же подхватили работники милиции и демонстративно начали проверять его. Потом куда-то унесли.
Журналисты окружили пенсионера. К образовавшейся толпе ринулись милиционеры. И в этот момент, не замеченные никем из взрослых, к зданию направились два мальчика Они тоже положили у стены свой букет-символ.
Тут показались белокурая девушка и молодой человек во всем черном.
- Мы тоже должны были в акции участвовать, - сообщил участник анархического движения "Автономное действие" Андрей. - Троих "хранителей радуги" взяли на подходе к площади. Они же приметные: в камуфляжной одежде, с рюкзаками... А Маринку - она с прессой должна была общаться - окружили сразу трое милиционеров и куда-то увели...
- Нас должно было быть 20 - 30 человек, но они, скорее всего, не доехали. Их с "маршруток", видимо, поснимали, - подтвердила Анна.
И парочка тихо исчезла, стараясь не привлекать к себе внимание милиционеров.
Тем временем журналисты фотографировали пенсионера с букетом у стен "Белого дома". Казалось бы, что тут такого? Стоит себе пожилой человек с букетом на фоне красивого здания...
- Это режимный объект! - строго заявили фотокорреспондентам милиционеры. И, обступив плотным кольцом, переписали вначале их данные, а потом "взяли на карандаш" и всех остальных журналистов.
Объяснить, зачем они это делают, ростовские стражи порядка не смогли. Зато в долгом диспуте сотрудники правоохранительных органов и представители прессы скоротали время до приезда настоящих участников акции.
- Со стороны западного входа в администрацию, - услышали журналисты обрывок фразы, брошенной в рацию подполковником. И дружно побежали в указанном направлении - наперерез примерно двум десяткам женщин с цветами в руках.
- Задержали нас! - пожаловались азовчане прессе. - Милиция остановила автобус, в котором мы ехали, и высадила наших активистов - "хранителей радуги".
Вот что сообщила азовчанка Галина Петровна Гаверная: "Я живу рядом с этим метанолом. Он где-то в девяноста метрах от моего дома. Я пришла побороться за своих внуков - чтобы они родили нормальных детей и в нормальных условиях!"
Она рассказала, как строился объект:
- Очевидцы говорили, что бетон заливали при двадцати градусах мороза. Так вот, он уже разваливается на кусочки... А куда потечет химическая гадость? В Дон и к нам в огороды! Метанол доберется и до Ростова! Он ведь распространяется не только по воде, но и по воздуху!
Пятиклассник Марк с другом Димой и папой Марком Мужиченко подошли к корреспонденту "Вечернего Ростова".
- Жители Дона, услышьте нас, поддержите нас, помогите нам! От нас зависит, каким воздухом мы будем дышать, - обратился Марк-старший к читателям "Вечернего Ростова".
Марк-младший добавил:
- Я приехал сюда, чтобы протестовать против метанола! Метанол - это яд!
Затем группа азовчан двинулась в сторону администрации Ростовской области. Навстречу им встали милиционеры (тоже около двадцати человек).
- Почему люди проходят на площадь, а нам нельзя? - чуть ли не хором вопрошали азовчане.
- Не кричите! - осаживал их милицейский чин. - Мы работаем по обеспечению безопасности в связи с терактами, а вы заставляете нас отвлекаться.
- Толпу не надо делать! - вторил ему другой. - Хотите цветочки положить? Пожалуйста, идите возложите - к памятнику в честь погибших за советскую власть!
Через несколько минут препирательств милиционеры сумели разбить участников акции на группы и повели затяжные словесные бои - каждый в своем направлении.
Откуда-то появился майор с видеокамерой. Он усердно снимал лица участников действа.
Женщины положили свои букеты на аккуратно подстриженные кустики и, понурив головы, побрели прочь от "Белого дома".
Представителей общественного экологического движения "Хранители радуги" и лево-радикального движения "Автономное действие" на акции не было. По слухам, активистку "Хранителей радуги" москвичку Марину Попову задержали еще на подходе к площади Советов, а другого члена движения - Александра Зимбовского - "нейтрализовали" накануне планировавшейся акции.
Корреспондент "Вечернего Ростова" задала вопрос подполковнику милиции "Сколько человек принимали участие в акции?"
- В какой акции?! - с неподдельным интересом в строгих глазах спросил он.