МЕТАНОЛОВЫЙ СКАНДАЛ

"КРЕСТЬЯНИН" (Ростов-на-Дону)

<15 октября 2003>

 

МЕТАНОЛОВЫЙ СКАНДАЛ

 

Ольга БУЛЬБИЧ,

наш обозреватель

 

Новость из "горячей точки". Азов, 9 октября

 

... Выдержав осаду, охрана приступила к разоружению населения. В ходе операции изъяты три яблока. Тухлых яиц, гнилых помидоров, апельсинового сока и других продуктов, могущих запятнать честь мундира руководства ЗАО "Азовпродукт", не обнаружено...

 

Так началась пиар-акция под названием "Образовательный семинар для жителей прилегающих к терминалу домов".

 

Брак по-итальянски

 

Часовую лекцию о тенденциях развития мировой нефтехимической промышленности и о том, что без метанола нет жизни на Земле, население выслушало терпеливо. Тезис о полезных свойствах метанола вызвал глухой ропот. Сообщение о том, что "Азовпродукт" в благотворительных целях построил автодорогу и проложил водопровод, сопровождалось смехом и шумом в зале. Потом и вовсе запахло международным скандалом, когда итальянский партнер " Азовпродукта" - президент компании DECAL Жан Луиджи Трибольди - начал невпопад отвечать на вопросы граждан. Ведущий читает записку из зала:

 

- Были ли отпущены средства на отселение жителей из санитарно-защитной зоны?

 

Г-н Трибольди:

 

- Время покажет, что 500 метров является нормальным расстоянием. Воздух останется таким, как сегодня. Никаких выбросов не будет. Терминал герметичный.

 

Тут граждане начинают соображать, что околпачивают не только их, но и доверчивых итальянцев, которые не знают русского языка и, видимо, пользуются недобросовестным переводом.

 

По реакции зала кое-о-чем догадался и господин Трибольди. Он даже перешел на английский язык, надеясь, что его лучше поймут.

 

- Мы увидели, - сказал президент компании DECAL, - что вы смеетесь, когда мы говорим, что потратили деньги на строительство инфраструктуры города. Но мы их на самом деле потратили! Мои люди мне сказали, что все это сделано.

 

Открыть глаза итальянскому предпринимателю попытался местный борец за экологию, редактор азовской газеты "Читай-Теле-неделя" Юрий Голубев. Перехватив Жана Луиджи Трибольди на выходе, он попросил перевести его слова полностью, до последней буквы. Была ли исполнена эта просьба, никто не знает. Итальянскому не обучались. А сказал Голубев следующее:

 

- Вы мужественный человек, господин Трибольди, я уважаю вас за то, что не побоялись приехать и поговорить с людьми. Но вас, по-видимому, обманывают. Надеюсь, вы проверите - куда делись ваши деньги.

 

Русская рулетка

 

Теперь стало понятно, зачем "Образовательному семинару" понадобились охранники, почему они не хотели пускать Юрия Голубева и тех граждан, которые пришли без приглашения.

Вот что говорили люди из толпы, пока шли переговоры:

 

- Они пригласили только жителей шести домов, которые, якобы, попадают под снос. Но строительство терминала касается всех жителей Азова. Погибать все будем...

 

- Видите, какая у них охрана? А нас охранять некому. Мы - заложники в своих домах. От нашего жилья до трубопроводов, по которым будет течь метанол, меньше ста метров в некоторых местах. А СанПиН (Санитарные нормы и правила. - О. Б.) требует: не меньше тысячи метров...

 

- На трубопроводах должна быть двойная оболочка. Но ее нет. Они трубы со старых коллекторов поснимали и смонтировали. У нас рядом огороды, нам все видно...

 

- Мы, блин, не быдло! А с нами обращаются, как со скотом: ведут на бойню, и еще мычать запрещают. Старух били, когда летом пикет был. Восемь человек судили. А что им "зеленые" сделали? Они ребят и девчонок похватали, босиком в Ростов увезли, наркотики им подбрасывали...

 

- Мы и без метанолаэтого чертова погибаем. Как стройка развернулась, сваи забивать начали, - у нас вода в огороды и под дома поперла. Стены трескаются, сырость по ним ползет. Кто нам ущерб возместит?!

 

- Почему, вы думаете, они такую активность развернули? Стройка "сверху" приостановлена. Вот они и забегали...

 

Расклад сил

 

Завершение строительства Азовского терминала по перегрузке метанола выгодно прежде всего тем организациям, которые уже вложили в объект "живые" деньги (14 млн. долларов) и акции, 51 % которых принадлежит ЗАО "Азовпродукт" и итальянской фирме DECAL, a 49% г "Интер Транс Сервису" и ФКК "Росхлебопродукт".

С пуском терминала отечественные предприятия нефтехимической промышленности, которые сейчас отгружают метанол через порты Финляндии и Украины, смогут значительно снизить экспортные затраты.

Власти Ростовской области заинтересованы в инвестициях, налогах и новых рабочих местах. Но одновременно обязаны защищать интересы граждан.

Пока областные власти свою позицию в явном виде публично не обозначают.

Администрация Азова балансирует между противниками и сторонниками метанолового терминала. Граждане все видят и понимают. "На словах, - говорят азовчане, - городская власть нас поддерживает и обещает защитить. А на деле... Все это - чиновничьи игры. Победит не тот, кто прав, а тот, у кого больше силы, денег и власти".

 

Разногласия

 

Главный предмет спора - размер санитарно-защитной зоны. Действующие нормы и правила требуют, чтобы расстояние от жилых домов до объектов перегрузки и хранения химических веществ первого класса опасности (к ним относится метанол) составляло не менее 1000 метров.

Азовский терминал в некоторых местах подступает к жилью на 100-200 метров. В запретную зону попадают 6 улиц и переулков (Конечная, Ростовская, Щербакова, Куникова, Панфиловский и Котовского).

Руководство ЗАО "Азовпродукт" утверждает, будто Минздрав РФ разрешил "установить временную санитарно-защитную зону(СЗЗ)в 500 метров и демонстрирует два письма, которые ни один суд не признает законными. Один документ написан на бланке заместителя главного санитарного врача РФ, другой - на бланке департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ. Оба письма подписаны неким С. И. Ивановым без указания его должности.

Между тем принять решение о сокращении СЗЗ имеет право только главный санитарный врач России. И касается это только действующих (но не строящихся) предприятий, если будет многократными исследованиями доказано, что они не ухудшают экологическую среду и не представляют опасности для людей и природы.

Кроме того, термин "временная СЗЗ" вообще отсутствует в законодательных актах.

А горькая правда жизни состоит в том, что "Азовпродукт" решил наплевать на законы и людей и никого отселять не собирается. "У компании нет ресурсов для выполнения данного требования", - сообщается в пресс-релизе от 8 октября 2003 года.

Стоит ли удивляться тому, что "Азовпродукт" пускается во все тяжкие, пытаясь доказать, будто метанол безвреден и даже полезен для людей? Что стоит раздобыть бумагу от Иванова из Минздрава с рекомендациями принимать метанол три раза в день для профилактики и лечения болезней?

К сожалению, в России нет лекарств от коррупции и повреждений совести.

Что победит в этой схватке: деньги или право? Строительство азовского метанолового терминала в точности, до мелких деталей, повторяет историю сооружения Волгодонской атомной станции: сначала ввязаться в авантюру (построить объект в нарушение всех законов), а потом уже из нее выпутываться, беря за горло власть - от федеральной до местной.

Пока стройка приостановлена. Но не надо обольщаться, это ненадолго.

"Крестьянин" будет следить за развитием событий.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования