"НОВАЯ ГАЗЕТА НА ДОНУ"
21 ноября 2005
http://pressa.kuban.info/article/ngnadonu/24185/
ВЛАСТЬ ТЕРМИНАЛА
Даниил ГРИГОРЬЕВ
10 ноября, в День российской милиции, на пульт оперативного дежурного Азовского городского отдела внутренних дел поступило сообщение: найдена авиационная бомба. Причем не времен Второй мировой, а современная. Больше метра в длину и очень тяжелая...
Что значит "найдена"? С какой стати в мирном Азове дети находят авиационные бомбы?
Возможно, примерно такие вопросы возникли у дежурного, и он посоветовал звонившей в праздничный день не морочить занятым людям голову. Да и вообще, сказал, за такие "шутки" могут и привлечь к ответственности.
Но женщина продолжала настаивать на правдивости сообщаемой ею информации. Более того, представившись, сказала, что муж не смог дозвониться в милицию с мобильного телефона, поэтому она звонит с домашнего. Немного поплутав, выехавший наряд действительно обнаружил бомбу. Рядом со строящимся терминалом для погрузки на морские суда метанола (технического спирта), на обочине строящейся объездной дороги. Практически на том самом месте, на котором останавливался за несколько дней до этого происшествия губернатор Ростовской области Владимир Чуб, - он лично хотел познакомиться с ходом строительства автомагистрали.
Около десяти лет жители Азова находятся в тревожном ожидании развязки конфликта, разгоревшегося в связи со строительством в городе терминального комплекса по перевалке метанола.
Справка "Новой на Дону"
История небывалого для тихого провинциального Азова конфликта началась в середине 90-х годов, когда представители итальянской корпорации "Трибольди" решили соорудить в местном порту первый в России подобный комплекс. Экономические выгоды азовского проекта казались очевидными и для отечественных производителей, оставшихся после распада СССР без крупных терминалов для перегрузки спирта, то есть метанола, на морские суда. Специально для осуществления этого многообещающего проекта было создано совместное предприятие - акционерное общество "Азовпродукт", в котором "Трибольди" получила контрольный пакет, а оставшиеся акции достались корпорации "Росхлебопродукт".
Когда первый этап строительства практически был завершен и на подготовительные работы израсходовали около двух миллионов долларов, стройку заморозили. Под давлением общественности городские власти отказали "Азовпродукту" в выдаче разрешения на строительство первой очереди терминала. Много времени было потрачено противоборствующими сторонами на прения в арбитражном суде, который в итоге признал за совместным предприятием право на продолжение строительства. В конце 2002 года, несмотря на массовый протест горожан, было возобновлено строительство экологически опасного объекта.
С наступлением весны 2003 года в Азове началась новая волна протестов местного населения и экологов, решивших во что бы то ни стало не допустить размещения в устье Дона терминального комплекса по перевалке ядовитого химического вещества повышенной опасности. Жители, чьи дома оказались в непосредственной близости от возводящегося терминала, стали обращаться с исками в суд. Они требовали или запрещения строительства, или отселения их в безопасную зону.
Представители же "Азовпродукта" в свою очередь утверждали, что проект сооружения терминала прошел все необходимые экспертизы, что получены соответствующие разрешения. Однако, по словам сопредседателя Южнороссийской общественной природоохранной сети Юрия Голубева, в этих документах нет сведений о том, как скажется работа терминала на здоровье азовчан, да и всех жителей Дона. Экологи считают, что последствия возможной аварии для этой акватории будут просто чудовищны.
Действия экологов поддержали и поддерживают многие горожане, которые неоднократно проводили многотысячные акции протеста, позволившие в течение нескольких лет сдерживать строительство метанолового терминала.
За эти годы в Азове избран уже третий мэр. Позиция азовских властей относительно строительства терминала со временем изменилась кардинально. Вначале "да", затем "нет", потом ни "да", ни "нет", сейчас категоричное "да". Возможно, покладистость местных чиновников объясняется сильным давлением на них со стороны областных властей. Поэтому и мэры в Азове надолго не задерживались. Так или иначе, но работы по возведению терминального комплекса продолжаются, и, несмотря на массовые протесты, появление в устье Дона опасного химического объекта, по всей вероятности, остается вопросом времени:
А бомба? Что бомба? Саперы выкрутили взрыватель, да и оставили лежать практически там же, где ее нашли подростки. Только рабочие-строители нервно косились на нее несколько дней. Да экологи задавали риторические вопросы типа: "А что было бы, если бы рвануло?".
Пока официальной версии, почему дети в Азове играют с авиационными бомбами, нет. Ведется следствие.