АЗОВСКИЙ МЕТАНОЛОВЫЙ ТЕРМИНАЛ ЗАРАБОТАЛ

"ГОРОД N (РОСТОВ-НА-ДОНУ)"

<31 января 2007>

 

АЗОВСКИЙ МЕТАНОЛОВЫЙ ТЕРМИНАЛ ЗАРАБОТАЛ

 

Этот газетный заголовок итальянская группа "Трибольди" ждала 10 лет. Именно столько продолжалось под Азовом строительство, которое обошлось реализаторам проекта в $ 22 млн.

Первая отгрузка метанола через азовский портовый терминальный комплекс произойдет уже в феврале-марте. Терминал был введен в эксплуатацию в конце минувшего года (последнюю лицензию объект получил 12 декабря). "Город N" неоднократно рассказывал об экономической выгоде проекта (№№ 49 (354), 50 (607)). Он позволит предприятиям, производящим метанол (в Ростовской области это НЗСП), выйти на рынок Средиземноморья с конкурентными ценами. Через Азовский метаноловый терминал сделать это будет в три раза дешевле, чем через аналогичный в Одессе.

Итальянцы уже заключили контракты на поставки с НЗСП, невинномысским заводом "Азот", щекинским "Азотом". В текущем году азовский терминал отгрузит 160 тыс. тонн метанола. Дополнительно рассматривается вопрос поставок еще 100 тыс. тонн омским заводом "Титан". При персонале 26–35 человек азовское предприятие позволяет перегружать около 300–400 тысяч тонн метанола в год. Стоит отметить, что других подобных объектов в России пока нет - Калининградский и Санкт-Петербургский терминалы находятся на этапе строительства.

Сегодня группа "Трибольди", контролирующая средиземноморский рынок метанола, владеет шестью терминалами на территории Португалии, Бразилии, Испании и Италии. Азовский проект - седьмой и, по признанию бизнесмена Жана Луиджи Трибольди, самый сложный.

История приключений итальянцев в России - это настоящий бизнес-триллер с участием иностранных инвесторов. N посвятил ему более двух десятков публикаций, по которым можно восстановить хронологию событий. Идея построить метаноловый терминал впервые прозвучала в 1997 году, однако проект сразу же был заморожен, поскольку не прошел экологический контроль. Только через три года его безопасность получила подтверждение в МЧС России и Госкомитете по охране окружающей среды. В 2000 году итальянцы выкупили контрольный пакет акций (51%) ЗАО "Азовпродукт", 49% в уставном капитале предприятия принадлежит столичным компаниям "Росхлебопродукт" и "Интерпищепромтранссервис". Именно азовское ЗАО вело строительство портового терминального комплекса. Проект первоначально был оценен в 14,5 млн. долларов, его собирались реализовать за 16 месяцев. Однако итальянцам пришлось столкнуться с очередной волной протестов экологов и жителей города. Общественность назвала тему метанола "вопросом жизни и смерти". Ее поддержали последовательно мэры Азова Виталий Певнев и Евгений Лесняк.

Еще четыре года строительство то и дело тормозилось, итальянцы выступали в судах и разъясняли азовчанам безвредность терминала. - В других странах нам не приходилось вести разъяснительную работу с населением, вступать в переговоры с жителями, за нас это делали местные власти, заинтересованные в инвестициях, - говорил Жан Луиджи Трибольди в 2003 году. - В то же время моя ошибка, что мы не начали диалог с населением Азова раньше, когда только начинали проект. Мы принципиально идем сугубо официальным путем и будем выдерживать эту линию до конца, чего бы нам это ни стоило.

В 2004 году общественная комиссия по изучению планов социально-экономического развития Азова отправилась в Италию изучать аналогичные объекты компании "Трибольди" и пришла к выводу об их абсолютной безопасности. - На теме строительства метанолового терминала сделали политический капитал сотни наших политиков. Всем было интересно зарабатывать очки у электората, поддерживая накал борьбы и не разбираясь с проблемой по существу, - заявил в 2004 году корреспонденту N член этой комиссии Алексей Скляров, возглавлявший в это время ТРК "Пульс". - Что касается аналогичных объектов "Трибольди" в Италии, то однозначно можно сделать вывод: они безопасны. В Италии на расстоянии 40 м от объектов находятся жилые дома и детские сады. Я спрашивал жителей этих домов, мешает ли им терминал. Они не понимали, о чем идет речь.

В конце концов, члены общественной комиссии выяснили, что главная проблема Азова - зерновые терминалы северо-западной зоны, которые незаконно перепрофилировались на карбид (№ 50 (607)), актуален и вопрос качества дорог - необходимо было строить объездную дорогу для большегрузного транспорта, идущего к терминалам. Кстати, эти проблемы существовали много лет, однако азовская мэрия предпочитала выкручивать руки иностранцам, которые принципиально шли официальным путем.

 

В 2004 году итальянцы объявили о вынужденном увеличении бюджета строительства до $ 22 млн., окончательным сроком назвали август 2005-го. К этому времени была реконструирована железная дорога к терминалу, углублена акватория Дона, освоено 85% строительно-монтажных работ. Однако новых задержек избежать не удалось.

- Законодательная база постоянно менялась в сторону ужесточения, и проект приходилось корректировать по многу раз, - заявил N генеральный директор ЗАО "Азовпродукт" Георгий Севостьянов. - Это затягивало строки строительства. Например, только разрыв санитарно-охранной зоны изменялся трижды: сперва эта зона была не определена, затем она составила 100 метров, затем - 300 метров, в конечном итоге было принято решение, что разрыв между объектом и жилыми домами нужно рассматривать индивидуально в отношении каждой сферы производственной деятельности. Такая изменчивость российских нормативных актов удивляла законопослушных итальянцев больше всего, отмечает Георгий Севостьянов.

Только летом 2006 года завершились строительно-монтажные работы, последний этап долгостроя длился еще полгода - в это время итальянцы получали многочисленные разрешения на эксплуатацию: такую длительную процедуру предусматривает ФЗ № 161, который регламентирует возведение опасных производственных объектов. Накануне десятого года строительства - в конце декабря 2006-го - терминал наконец-то запустили. Многолетняя эпопея завершилась. На удивление пуск прошел тихо, хотя, по мнению корреспондента N, по этому поводу стоило устроить как минимум фейерверк.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования