ЗА МАССОВУЮ ГИБЕЛЬ РЫБЫ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРЯД ЛИ КОГО-НИБУДЬ ПРИВЛЕКУТ

“ГОРОД N” (Ростов-на-Дону)

<12-18 июля 2000>

 

ЗА МАССОВУЮ ГИБЕЛЬ РЫБЫ К УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРЯД ЛИ КОГО-НИБУДЬ ПРИВЛЕКУТ

 

Сергей ФОМЕНКО

 

Один за другим в Ростовской области прошли массовые отравления рыбы. Источники отравления в первом случае не установлены, но экономический ущерб оценивается примерно в 85 тыс. руб. Во втором случае экономический ущерб никто и не пытался оценить (не те масштабы и не та рыба), хотя виновники происшествия установлены.

 

Случай первый

 

В конце мая в районе устья реки Донец было замечено колоссальное количество тушек мертвой рыбы. Большую часть, примерно 70–80%, составляла чехонь, у которой в то время был период нереста, но попадались также и лещи и даже стерлядки. Экологи забили тревогу лишь несколько дней спустя (информация, которой располагало большое количество простых ростовчан, дошла до них лишь на пятый день после происшествия), в результате чего была составлена комиссия из сотрудников соответствующих служб, которая и занялась расследованием. Первые анализы показали, что фоновых изменений воды нет. А через две недели стало ясно, что причиной массовой гибели рыбы стало отравление токсичными веществами: по некоторым данным, в тушках было обнаружено 18 (!) видов отравляющих веществ, в том числе и соли тяжелых металлов. Были установлены места, где рыба была отравлена, - в устье реки Северский Донец и у Новочеркасской ГРЭС. Но кто или что являлось источником, установить не удалось (называлась версия, по которой рыба погибла из-за того, что кто-то где-то травил комаров и клещей).

N удалось обнаружить чехонь только на Центральном рынке. Торговцы на остальных рынках уверенно говорили, что любителям этой рыбы в скором времени придется о ней забыть.

Точное количество погибшей рыбы установить не удалось и вряд ли удастся. Но на глазок (!) было определено, что не менее 24 тысяч особей. Экономический ущерб был оценен всего-навсего в... 85 тысяч рублей.

В настоящее время дело ведет природоохранная прокуратура, но, как заверили N источники, заслуживающие доверия, крайних вряд ли найдут.

 

Случай второй

 

Прошло немногим больше месяца, и уже в черте Ростова, в районе санатория “Ростовский”, в реке Темерник вновь была обнаружена мертвая рыба. Правда, не очень много, но это, видимо, связано с тем, что Темерник и без того загрязнен). Причиной гибели явился аварийный сброс нечистот в речку из-за отключения электроэнергии на подстанции, питающей канализационную насосную станцию № 4. Экономический ущерб от этого отравления вряд ли кто-то стал подсчитывать - и масштабы не те, и трудно найти человека, решившего употребить в пищу рыбу из Темерника. Но... Как известно, Волга впадает в Каспийское море, а река Темерник - в реку Дон. Кто знает, не хватанул ли какой-нибудь косяк донской рыбки водички с нечистотами и не отправилась ли в “чистую” воду Дона рыба из Темерника? Может случиться так, что и по главной реке Ростовской области вновь поплывет дохлятина. А другая, еще живая, попадет на крючок рыболову. И это может привести к плачевному результату (такой случай произошел недавно в одном из регионов страны, где рыбаки, отведав ухи из собственного улова, который оказался отравленным, в тяжелейшем состоянии оказались в больнице).

Впрочем, донской рак уже отреагировал на все эти выбросы и отравления. В норах его теперь, наверное, больше мертвого, чем живого. Так, во всяком случае, утверждают рыбаки.

 

Послесловие

 

Как удалось выяснить N, дело о массовой гибели чехони затянется еще как минимум на месяц. Именно такой срок, по словам заведующей отделом рыбоохраны ФУП “Азоврыбзавод” Ларисы Фокиной, понадобится природоохранной прокуратуре, чтобы расставить все точки над i и выяснить, были виновные или нет (напомним, что гибель рыбы произошла 24 мая).

В то же время одна из заместителей председателя государственного комитета по охране окружающей среды Ростовской области Вера Гайдучек считает, что причин гибели чехони может существовать великое множество, но версий сброса нечистот (отходов) в Дон или обработки лесополос и полей ядом против комаров и клещей, который попал в воду, не признает. Поэтому нельзя определить и виновных (если такие были вообще). Вера Гайдучек говорит, что чехонь - это сорная рыба, изучением и наблюдением за которой никто не занимался. А присутствие пестицидов в организме рыбы объясняется тем, что... живем мы в такое время. Их можно найти в организме любого человека.

А вот заместитель руководителя Азовского НИИ рыбного хозяйства Станислав Воловик считает, что в происшедшем определенная доля вины лежит на комитете по охране окружающей среды и центре Госсанэпиднадзора, которые “проморгали” сброс отравляющих веществ в Дон и теперь пытаются защитить себя (в том, что сброс был, г-н Воловик уверен: рыба без причины столь массово не гибнет, а пробы воды, взятые на 6–7-й день после происшествия, результатов, естественно, не дадут).

 

Послесловие после послесловия

 

На вопрос N, какое наказание понесли бы виновники происшествия, если бы таких выявили, Вера Гайдучек ответила, что выплатили бы сумму ущерба и... все (по ее словам, к уголовной ответственности можно привлекать лишь в случае смерти людей). По мнению Станислава Воловика, помимо штрафа виновники могли бы быть привлечены к уголовной ответственности (законом это предусмотрено). Но такого на практике еще не случалось.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования