ТОКОМ ПО БУДУЩЕМУ ДОНА

"ВОЛГОГРАДСКАЯ ПРАВДА"

<9 января 2004>

 

 

ТОКОМ ПО БУДУЩЕМУ ДОНА

 

Электроудочки становятся бичом на наших водоемах

 

Тарас ЕВТУШЕНКО

 

Традиционно считается, что поздняя осень-начало зимы на водоемах области - мертвый сезон. Подернувшиеся тонким льдом реки и озера делают рыбалку, а тем более браконьерство невозможными, а по большому счету, бессмысленными. Но это, пожалуй, на уровне дилетантских рассуждений и представлений.

- Всяко случается, - рассказывает инспектор Серафимовичской государственной инспекции рыбоохраны Б. В. Христович. - Лед на Дону по берегам, фарватер-то пока чистый, так что вполне найдутся лихачи, например, плав бросить.

Для непосвященных скажем: плав - это такая рыболовная сеть, которую запускают в воду, и она плывет по течению, собирая все на своем ходу. Это орудие лова в наших краях запрещено. Но при этом одно из самых популярных в среде браконьеров.

Над водой по Дону, словно в аэродинамической трубе, дул пронизывающий ветер. Даже на кромке берега стоять невыносимо. Казалось, от этого сверлящего сквозняка спрятаться невозможно. Но выбора нет. Христович получил информацию, что недалеко от Саушенской тубы были замечены чьи-то сети. На воде в моторной лодке холодный декабрьский ветер еще нестерпимей. Нет такой одежды, которая могла бы от него спрятать. Такое впечатление, что он пробирается повсюду. Под воротник, в рукава, под полы фуфайки.

Минут через сорок вдоль правого берега в этаком полузатоне замечаем вмерзшие в лед поплавки. Явно сеть.

В лодке на этот случай специально припасен небольшой лом. Помощники рыбинспекции, а по сути внештатные инспектора, начинают выдалбливать поплавки вместе с верхним шнуром сети. В это время замечаем еще одну сеть в таком же состоянии.

- Чем чревата данная ситуация, - объясняет Борис Владимирович, - с каждым морозом сеть все сильнее будет вмерзать влед. Нарезиновой лодке ее уже не снимешь. Почему, поймешь чуть позже. За зиму ее полностью забьет рыбой, которая, естественно, погибнет. Весной с паводком ее занесет в лес, и сеть зависнет в кустах или деревьях и вновь начнет ловить рыбу, которая будет погибать. Даже от этой бросовой сетчонки урон может оказаться не просто значительным, а огромным.

В это время сеть с кусками льда начали загружать в лодку. Если обычно мокрая сеть весит килограммов 15-25, то сейчас со льдом в лодку загрузил килограммов 40.

- Есть ли предположения, кто хозяин снасти? - спрашиваю Христовича.

- Конечно, есть. Будем разбираться. На его счастье, рыбы в сетях нет.

Надо сказать, хозяйство у Бориса Владимировича довольно беспокойное. Это 25 километров Дона - от Фроловской тубы до станицы Перекопской. Да плюс еще более 30 озер. А хлопотно оно тем, что практически на всем протяжении участка стоят крупные турбазы. В сезон на них одновременно отдыхают тысячи людей. Немалая часть - приезжие из других регионов России. Но и местные проблем создают немало. Браконьерство, незаконный рыбный промысел - высокодоходный бизнес. Вложения требуются минимальные, доходы же максимальные. Тем более что отдыхающие из Волгограда, а тем более из Москвы и Питера денег на себя не жалеют и за хорошую рыбу к столу платят по полной программе. А ведь сегодня в Дону возрождаются ранее было исчезнувшие виды рыб. Это в первую очередь стерлядь, вырезуб и шамайка.

- Со стерлядью нам никто не попадался в этом году, - комментирует рыбинспектор, - а вот с вырезубом браконьеров ловили. Штраф за одну такую добытую голову составляет 850 рублей. Да и шамайка - рыбка вроде мелкая, но очень дорогая. Штраф 250 рублей за каждую.

Дело в том, что еще лет 15- 20 назад считалось, что эти виды рыб фактически исчезли в Дону. В принципе, это никто не связывал с разгульным браконьерством. Скорее виной была хозяйственная деятельность людей. И в первую очередь активная химизация сельского хозяйства. Последнее десятилетие экология Дона заметно улучшилась. И один из результатов этого - появление в большем количестве этих редких рыб.

Кроме всего, воспроизводством рыбных запасов Дона занят и ряд предприятий. Одно из них - крупнейший в области Медведицкий экспериментальный рыборазводный завод в Даниловском районе. Ежегодно предприятие выпускает в Медведицу, а соответственно и в Дон десятки тысяч мальков толстолобика, сазана, карпа и белого амура. Несколько лет в Городищенском районе работает предприятие по воспроизводству стерляди. Между прочим, все это требует огромных бюджетных ассигнований. Но результаты работы очевидны. Рыбы в Дону, как утверждают ихтиологи, становится больше.

Есть и другая составляющая этого явления. Сокращается уровень браконьерства именно на среднем течении Дона. То ли рыбинспекция так хорошо работает, то ли у людей сознание просыпается. В этом году Христович задержал около 120 браконьеров, наложив на них штраф суммарно порядка 90 тысяч рублей. Государству возмещен ущерб в размере 22700 рублей. Это на участке протяженностью всего 25 километров. Много или мало? В былые годы бывало и больше. Но, как отмечает Борис Владимирович, браконьерство не перестает быть серьезной угрозой биоресурсам рек и озер уже в силу своей изощренности и технической навороченности. Речь идет в первую очередь об электрических удочках, поражающих нервную систему рыб токами высокой частоты. Эти браконьерские снасти получают все большее распространение. Беда в том, что любая рыба, попавшая в поле этого электроприбора, теряет способность к размножению. Именно с этим специалисты связывают резкое уменьшение численности рыбы в закрытых водоемах, тем более в тех, какие не попадают под разлив и в какие не заходит рыба из Дона. Действенные меры по пресечению подобного зла пока не выработаны.

Рыбинспекция не одинока в своем стремлении навести порядок на водоемах. В силу возможностей в этом принимает участие и общество охотников и рыболовов. В этот день на одном из придонских озер мы столкнулись с председателем Фроловского районного общества Н.Е. Литвиновым. Он проверял подступы к водоемам для диких животных. И с ним разговор начался об этих злосчастных электроудочках.

- Как таковые рейды, проводи мы их хоть каждый день, малоэффективны, - считает он. -Во-первых, водоемов достаточно много, чтобы оперативно все охватить, а во-вторых, снасть-то небольшая по размерам. Ее легко спрятать, если услышал шум подъезжающей машины, лодки. Поэтому главная надежда на сознательность людей, которые если уж сами не в состоянии пресечь браконьерство, то хотя бы проинформируют нас об увиденном. Втройне обидно, когда мы вкладываем большие средств, запускаем в водоемы малька, а приезжают негодяи и все электроудочками выбивают. "Хулиганят" этим исключительно жители городов. Село подобная "цивилизация" пока не достала, да у крестьян на такие игрушки просто денег нет.

Между прочим, на водоемах бассейна Дона строго регламентировано и любительское рыболовство, контроль за исполнением которого возложен как на органы рыбоохраны, так и на общество рыболовов и охотников. Насколько понял, здесь специалисты работают в тесном контакте, понимая, что задача у них общая и в одиночку такое зло, как браконьерство, будь оно хоть на воде, хоть на суше, не победить.

Не знаю, к удаче или нет, но в этот день браконьеров на воде задержать не удалось. Но, как считает Христович, отрицательный результат - тоже результат. Люди знают, какой бы промозглой погода ни была, он на месте, и наткнуться на рыбинспектора можно на любом из водоемов его зоны. А это уже внушает надежды, что наши потомки застанут Дон чистым и полным жизни.

Председатель районного общества охотников и рыболовов Н. Е. Литвинов и государственный инспектор рыбоохраны Б. В. Христович во время рейда на одном из озер. У них много общих проблем, требующих срочного решения.

.

 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования