ЕВГЕНИЙ ЛЕСНЯК, МЭР ГОРОДА АЗОВА: СТРАДАЕМ ОТ ЯДОВИТОЙ РЕКИ

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА" (Москва)

<27 ноября 2002>

 

ЕВГЕНИЙ ЛЕСНЯК, МЭР ГОРОДА АЗОВА: СТРАДАЕМ ОТ ЯДОВИТОЙ РЕКИ

 

Записал Геннадий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

 

Из-за залповых сбросов нечистот с проходящих по Дону судов город Азов находится среди лидеров по гепатиту и заболеваниям щитовидной железы

 

5 октября "Парламентская газета" напечатала статью "Колыбель осетра - не помойка". В ней излагались взгляды старшего инспектора рыбоохраны "Азоврыбвода" Владимира Титаренко на дальнейшее развитие судоходства в низовьях Дона. Он выступил против строительства причалов на нижнем Дону, утверждая, что судоходство изменяет русло реки и вредит рыбному хозяйству. Заодно упрекнул мэра Азова Евгения Лесняка в том, что он "не любит брать с коммерсантов деньги на экологические и другие городские нужды". Мэр не согласился с подобной трактовкой проблемы. Вот что он рассказал нашему корреспонденту.

- Сейчас в Азове более 80 тысяч жителей. До строительства в городе крупных промышленных предприятий населения было втрое меньше. Однако в 90-е годы производство на этих предприятиях резко сократилось. Да, осваивается выпуск новой техники. Но прислушайтесь, как звучит: "Сеялка выпущена оптико-механическим заводом". Люди стараются хоть как-то, хоть где-то найти себе применение. В итоге многие азовчане вынуждены ездить на работу в соседние города. Заработки мизерные. Парадокс, но 25 тысяч азовских пенсионеров и инвалидов в месяц получают всего на 20 процентов меньшую пенсию, чем суммарная месячная зарплата такого же числа работающих на предприятиях и в организациях Азова. С падением производства городской бюджет стал дотационным. И в городе только рады инвесторам, готовым строить новые, безопасные для здоровья производственные объекты.

И тут грех не воспользоваться выгоднейшим географическим расположением Азова. Тем, что он по природе своей является и всегда был городом-портом, в котором отнюдь не случайно еще со времен Золотой Орды есть улица Генуэзская. В царские времена в Азовском порту в год грузили лопатами на суда по 15 миллионов пудов хлеба. Сейчас на существующих в Азове причалах перегружается в год 1 миллион тонн грузов. И поскольку продукция крупных азовских заводов не находит сбыта, то остается торговля, которой город жил полтысячи лет. Именно ею и нужно заняться сегодня в первую очередь. А для этого нужны портовые сооружения с сопутствующей инфраструктурой, с объектами обслуживания флота, с утилизацией отходов. При этом нельзя забывать о уже существующих в городе производствах. Но, к слову, почему-то именно рыбоохрана не дает разрешения на строительство на азовской земле предприятия, занимающегося утилизацией судовых отходов, включая подсланиевые и фекальные воды.

Да, права рыбинспекция: скорость движения судов по Дону нужно ограничивать. Но это уже вне компетенции муниципальной власти. Не могу согласиться с тем, что нельзя строить новые причалы в Азове, так как судоходство меняет русло реки ниже города. От Азова и ниже суда идут по Азовскому каналу, прорытому специально для судоходства в русле Дона 75 лет назад. Заповедник, в котором нельзя ловить рыбу даже удочкой, находится на других донских рукавах. Выше Азова на берегах Дона строятся многие километры причалов. И что, в тех местах рыба не нерестится? Или рыбоохрана лоббирует чьи-то интересы, душит конкурентов, не давая разрешения на строительство новых причалов в Азове? Да, существующие в городе причалы работают пока с неполной загрузкой, возможных клиентов Азовского порта отпугивает цена перегрузки. Инвесторы считают, что дешевле построить свой причал. Перевозки водным транспортом самые дешевые, они будут развиваться.

Азов раскинулся на двух берегах, Собственно, город стоит на высоком азиатском берегу, а входящий в его состав хутор Задонье с населением менее 500 человек - уже в Европе, на низком берегу единственного судоходного рукава Дона. Часто городской "Водоканал" фиксирует залповые сбросы нечистот с проходящих судов, утечки канализации находящегося выше по течению Ростова, нефтяные пятна. Город первенствует в области по числу онкологических заболеваний, находится среди лидеров по гепатиту и заболеваниям щитовидной железы. Ряд специалистов связывают эти заболевания с качеством питьевой воды. Чтобы проверить эти гипотезы, нужны исследования, а где найти в дотационном городском бюджете деньги на эти цели? Воду для борьбы с вирусом гепатита надо обрабатывать ультрафиолетовым излучением. На это нужны средства.

Конечно, я за то, чтобы вернулись те благословенные времена, когда пили воду из Дона без обработки. Но надо быть реалистом: закрыть Дон для движения судов невозможно, да и, наверное, не нужно. Главное сейчас - сделать навигацию предельно безопасной, экологичной. А вот тут и проблемы. Несколько лет назад на мель в районе дюкера между Ростовом и Азовом сел сухогруз "Стрелец". К счастью, в тот раз разрыва трубопровода не произошло. А вскоре в Азовском море столкнулся танкер с другим судном. И с увеличением судоходства риск превращения донской воды в вообще не годную для очистки возрастает. Может создаться ситуация, когда воду нельзя будет использовать по многу дней. Именно поэтому нам пришлось вернуться к давней идее строительства аккумулирующего водохранилища. Донская вода в него будет поступать через шлюзы. В случае необходимости они закроются, и город сможет прожить на автономном источнике воды несколько недель. Спасибо депутатам Государственной Думы от Ростовской области, которые совместными усилиями отстояли выделение полмиллиона рублей из государственного бюджета 2002 года на проектирование водохранилища. Надеемся на их дальнейшую помощь в решении этой проблемы.

В уже упомянутой статье корень всех зол увидели в строительстве причалов. Однако я уверен в том, что, если их вообще не будет, вода в Дону чище не станет - ее будут загрязнять проплывающие суда. Скорее именно новые причалы помогли бы нам в этом плане. Ведь городской водозабор на Дону находится выше по течению, чем существующие, строящиеся и проектируемые причальные стенки. Больше судов могут обслуживаться у азовских причалов - меньше их доберется до водозабора. Да и деньги останутся в Азове.

Так что мы-за развитие города-порта. И оно, хотим мы того или нет, все равно состоится. Ожидается пятикратный рост числа проходящих мимо Азова судов - 35 тысяч в год или сотня за сутки. Конечно, это уже теснота, определенный риск и дополнительная нагрузка на реку. И тут потребуются средства на природоохранные мероприятия. Очень нам нужен федеральной закон, в соответствии с которым часть средств, поступающих от судоходства, выделялась бы таким городам, как наш, по сути - городам-заложникам.

В упомянутой уже статье говорилось также о строительстве терминала технических спиртов, согласие на размещение которого было дано прежней городской властью более пяти лет назад. Против этой стройки все годы боролся ряд общественных организаций города. Однако инвесторы вложили в проектирование метанольного терминала и городскую инфраструктуру миллионы долларов. Они в судебном порядке обязали городскую администрацию подписать генеральное разрешение на строительство. Решение суда вступило в силу, и на тему возможного запрета строительства терминала говорить уже бесполезно. Остается контролировать, чтобы строительство и эксплуатация этого сооружения велись с соблюдением всех норм безопасности.

Да, городской бюджет дотационный. Однако мы не хотим быть нахлебниками областного и федерального бюджетов! Очень нужна своя финансовая опора. Трудно пока сказать, что тут даст предполагаемая муниципальная реформа, какие налоги будут оставаться в городском бюджете. Остается надеяться, что мнение органов местной власти реформаторами будет учтено. Ведь от маленьких российских городов зависит подчас очень и очень многое.

И еще. При проведении муниципальной реформы кроме экономических проблем необходимо в обязательном порядке предусмотреть повышение ответственности депутатов и глав местного самоуправления перед населением, четко оговорив в федеральном законодательстве основания и порядок их отзыва. Процедура эта не дешевая для муниципалитетов, но она нужна. В малых городах деятельность власти на виду у жителей. Жители должны иметь возможность отзыва не оправдавшего доверия мэра или депутата.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования