ГДЕ ЖЕ ПАТРИОТЫ?

"СОВЕТ ПРИАЗОВЬЯ"

<19 октябрь 2006>

 

ГДЕ ЖЕ ПАТРИОТЫ?

 

Людмила МИРОШНИЧЕНКО

 

В течение года на Камышеватской косе добывает ракушку предприятие ООО "Фирма "Дорожно-ремоптно-строительная". Столько же времени ведётся борьба жителей станицы против разграбления косы, которое, по их мнению, неминуемо приведёт к экологической катастрофе. Возглавляет борьбу депутат поселения Шафоростов А.Л., который в мае этого года направил письмо губернатору края А. Ткачёву с просьбой разобраться в ситуации. В июле пришёл ответ, в нём значилось, что будет создана комиссия из специалистов заинтересованных служб, которая и станет работать над решением вопроса экологической безопасности станицы.

12 октября представители рабочей комиссии - специалисты департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности, Приазовской межрайонной группы управления Росприроднадзора, департамента комплексного развития курортов и туризма, отдела водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления, департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю, отдела ГО и ЧС Ейского района - побывали на косе Камышеватской, встретились с активистами движения, оценили ситуацию на месте. За работой группы наблюдала наш корреспондент.

В начале обсудили проблему в администрации Камышеватского сельского поселения. Шафоростов А. А. высказал озабоченность происходящим: "С 1 июня идёт интенсивный вывоз песка. Многотонные машины 11 дней ездили по станице, разбивая дорогу, создавая неудобства жителям. Затем сделали объездную дорогу. А кто будет ремонтировать теперь станичную? Второй вопрос: почему песок берут не там, где отведено по плану, а там, где хочется? Если коса относится к особо охраняемым территориям, то сегодняшняя деятельность - просто преступление. Предприятие для станицы роет яму".

Поддержал депутата общественный деятель Дёмочко А.М. Он рассказал, что представляет собой Камышеватская коса как памятник природы. Поведал о множестве мелких водоёмов, которые являются нерестилищами рыб, о птицах, которые здесь гнездятся, о животных и растениях, многие из которых занесены в Красную книгу. "На косе никакой хозяйственной деятельности быть не должно. Моё предложение – сделать косу памятником природы государственного уровня", - заключил Александр Михайлович.

Как получилось, что, несмотря на неприятие хозяйственной деятельности на косе жителями станицы (а мы помним, что ещё в конце прошлого года требования по защите косы звучали на акции протеста у стен районной администрации), предприятие всё же продолжает вести свою деятельность? Глава сельского поселения Воробьёв В.Г. рассказал, что предприятие работает в рамках законодательства. "Директор фирмы Калачанов А.С. предоставил мне все необходимые документы, в том числе и распоряжение главы администрации края о предоставлении предприятию 18 гектаров земли в аренду. Была проверка прокуратуры, которая особых нарушений не выявила. Однако возмущение среди населения продолжалось. Тогда мы решили провести сессию, на которую пригласили и Калачанова А.С. Он предоставил депутатам документы, рассказал о деятельности предприятия, которая вреда косе не принесёт, ведь хребет её остаётся нетронутым. Обсудили вопрос о заключении договора с предприятием на оказание безвозмездных услуг на пользу станицы. 16 из 17 депутатов проголосовали за то, чтобы поручить мне разработать такой договор. Позже он был принят. В нём сказано, что фирма обязуется по заданию заказчика ежемесячно грейдировать грунтовые дороги (примерно 15 км уже прогрейдировано), отпускать бесплатно ракушку для некоммерческих целей (отсыпки дворов, дорог в бюджетных учреждениях), продавать песок жителям по рекомендации главы поселения по 130 рублей, а также отчислять 5,5 процента от стоимости добытого песка в местный бюджет".

Вот так с самого начала обсуждения проблемы экономические вопросы взяли верх над экологическими. "Сколько молодёжи осталось в станице? Какие крупные предприятия работают? За счёт чего наполняется местный бюджет?" - такие вопросы задавал присутствующим первый заместитель руководителя департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности края Шереметьев В.М. Ответы не радуют: и молодёжь уезжает на заработки в город, и оба крупные сельскохозяйственные предприятия ныне банкроты, и бюджет, к сожалению, пуст.

Но возникает другой вопрос: разве ООО "ДРС" облагодетельствует станицу? Я попыталась выяснить, где эти пресловутые 30 серебреников, за которые продали предпринимателю частичку уникального природного уголка - гордости станицы? Что приобрели взамен? Директор 000 "ДРС", прибывший на совещание, на вопрос о сумме уплаченных за год налогов предложил мне самой посчитать отчисления государству. Итак, за год, по словам Калачанова А.С., было добыто 27 тысяч тонн ракушки. Тонну ракушки продавали по 130 рублей, итого 3 млн. 510 тысяч рублей. 12 процентов от этой суммы, как объяснил директор, составили налоги. Это 421 200 рублей. Не густо: каждый работающий со своих заработков платит больше -13 процентов подоходного налога. Досталось ли из этой небольшой суммы что-то местному бюджету, глава поселения сказать затруднился. Выяснилось, что и из обещанных 5,5 процента от стоимости добытой ракушки в бюджет не поступило ни копейки. Вот это да. Так стоит ли надеяться на прорыв в пополнении бюджета? Не лучше и с решением проблемы занятости населения станицы. Фирма уж точно в этом не помощник. Как прозвучало на совещании, устроено на работу четыре человека. Где уж тут противостоять массовому отъезду молодёжи из станицы?

Директор фирмы попытался предстать без вины виноватым: дескать, и документы у него все в порядке, и налоги платит, вот только такие, как Шафоростов А.А., мешают нормально работать и добавляют седины в волосах. Выяснилось, что руководитель не так уж и чист перед законом. Мониторинг, который должен проводиться силами предприятия, не ведётся. Это значит, что некому оценить меру негативного воздействия предприятия на природу. Сам Калачанов А.С. оценивает её как минимальную. Каков нанесённый ущерб на самом деле, не знает никто. Но и на этом не успокоились "хозяйственники". 27 участков на косе стали "инвестиционными площадками". Каков будет вред от деятельности "инвесторов" - пока молчок.

Специалисты из краевых структур побывали и на косе, долго и бурно там обсуждали проблему. Свои окончательные выводы они позже. Пока же главное в том, что решением проблемы серьёзно заинтересовались, что ею будут заниматься. "Будут выделены средства на изучение этой зоны, на финансирование природоохранных мероприятий", - заключил Шереметьев В.М. К слову, в число таких мероприятий должны быть включены и берегоукрепительные работы, с таким предложением выступил глава поселения.

Что ж, посмотрим, каковы будут выводы краевых структур. А пока поговорить хочется о том, почему так мало у нас истинных патриотов - людей, которые протестуют не потому, что им это выгодно. Скорее, наоборот. Гораздо проще идти по накатанному пути: раз поставил подпись глава района, как не "подмахнуть" главе поселения? Кстати, некоторые из тех, кто поставил свои подписи под разрешительными документами на разработку косы, уже оставили свои посты. А подписи продолжают работать. Вот и поступок большинства местных депутатов, которые пошли на сделку с чужим предприятием и своей совестью, смутил специалистов краевых департаментов и служб: если местные оказались "за", то, может, и проблемы никакой нет? Выяснить, так ли это, можно на сходе граждан. Но он так и не был проведён.

Давайте будем патриотами Власть не вечна: сегодня один в кресле, завтра другой. А станице ещё жить да жить... Давайте подумаем и решим, как жить.

 

Кто будет рекультивировать

 

Высказать своё мнение о влиянии промышленной разработки морской ракушки на устойчивость косы Камышеватской я попросила кандидата географических наук Артюхина Ю.В.:

- Свыше 30 лет занимаюсь изучением морских берегов. Повидал много но с подобным, извините, абсурдом не сталкивался. Любому геологу известно, что залежи мощностью менее 2-3 м никогда и нигде не разрабатывались, тем более в водоохранной зоне. Ведь вся поверхность косы - это водоохранная зона. Коса Камышеватская своим телом прикрывает от моря часть территории станицы. Но её природные возможности уже исчерпаны. На стыке с коренным берегом волнам' противостоит уже даже не пляж, а илисто-глинистая Перемычка, разрушаемая морем со скоростью 3-4 метра в год. Смело могу утверждать, что максимум через 8-10 лет эта перемычка будет разрушена и море будет плескаться при штормах у подножья берегового откоса станицы, от Постройкома до стадиона. Спасти станицу можно будет только отсыпав широкий пляж. Без пляжа не обойтись даже и в случае строительства берегозащитных сооружений. Откуда взять материал для Отсыпки пляжа? Да только перераспределяя ракушечный песок из одной части тела косы в другую. Хватит ли для .реанимации косы её природных ресурсов? Если так будут хозяйствовать, как сейчас, то не хватит. На совещании в поселковой администрации было использовано выражение "хребет не тронут". Как же не тронут? Попробуйте по хребту покататься на гружёных "КамАЗах", да ещё продирать его время от времени грейдерами. Любой хребет в таких условиях затрещит. А ракушка под колёсами техники дробится, пляжевый вал оседает. Размыв пляжа в этих условиях резко возрастает.

Проектировали карьер и добывают ракушку дилетанты. Поэтому карьерное поле никак не согласуется с динамическими условиями штормового воздействия на косу. Выработанные карьеры, безусловно, повышают риск прорыва косы и в будущем превращения её в систему островов. Природе просто нечем будет залечить "штормовые раны". Ещё страшнее, что по мере истощения песчаного тела будут гибнуть рачки, черви, личинки, которые выполняют огромную работу по очистке прибрежных вод от разных загрязнителей. Заместится песчаный пляж илистыми берегами, и воду в этой части моря уже некому будет оздоравливать. Соответственно, уйдёт с отмели на оконечности косы та рыба, которая ещё, несмотря ни на что, продолжает нереститься.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования