"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<13 октября 2012>

 

АЧУЕВСКАЯ КОСА: БРАКОНЬЕРСКОЕ ЛОГОВО

И VIP-КУРОРТ В ОДНОМ "ФЛАКОНЕ"

 

Общественная инспекция одного из самых труднодоступных мест

на побережье Краснодарского края выявила отсутствие на огромной территории

какой бы то ни было власти, кроме криминальной

 

5-8 октября 2012г. Экологическая Вахта по Северному Кавказу провела общественную экологическую инспекцию Ачуевской косы и плавневой зоны южнее Ахтаро-Гривенской системы лиманов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский и Калининский районы) в рамках участия в международном природоохранном проекте "Сохранение прибрежных водно-болотных угодий в России и США".

Ачуевская коса - уникальный природный объект, входящий в границы водно-болотного угодья международного значения "Дельта Кубани". Косу, отделяющую Азовское море от плавней, образуют массивные наносы ракушечника, детрита и кварцевого песка, составляющие основу последних естественных пляжей на побережье Краснодарского края, не затронутых рекреационной деятельностью и массовой застройкой.

Попасть на Ачуевскую косу по суше можно только по одной-единственной грунтовой дороге (не проезжей после дождей) со стороны хутора Пригибского. Труднодоступность этого уголка Азовского побережья играет двоякую роль: с одной стороны, отсутствие массового туризма способствует сохранению остатков девственной природы, с другой - лишает возможности осуществлять общественный контроль за теми, для кого не проблема добираться сюда на моторной лодке или на вездеходах-амфибиях.

В советское время на Ачуевской косе располагалось с десяток рыбацких баз с жилыми домами, боксами для лодок и хранилищами инвентаря. Все это хозяйство еще в начале 90-х пришло в упадок, и на его место пришел совсем другой "бизнес" - земельные махинации, браконьерство и строительство элитных дач.

Осмотр Ачуевской косы активисты ЭкоВахты начали с окрестностей Годжиевского гирла. Эта протока, соединяющая Бойкиевский лиман с Азовским морем, является основным водным путем, по которому проходные виды рыб заходят на нерест из моря в Ахтаро-Гривенскую систему лиманов. Казалось бы, эта водная магистраль должна иметь строжайший режим охраны (что в советское время и было), однако в устье гирла, непосредственно в водоохранной зоне, обнаружились домики базы ФГУ "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота", причем к домикам со стороны гирла, как оказалось, прорыт причальный канал.

Такой же канал обнаружился на противоположном берегу гирла - к стоящим здесь строениям бывшего рыбацкого стана, которые с недавних пор превратились в "частную собственность" некоего чиновника из Краснодара. По словам сторожа новоявленной "дачи", господин, "выкупивший землю", появляется здесь только в сезон охоты - пострелять дичь и попить водки, причем заезжает сюда на плавающих вездеходах.

Гусеничные следы от вездеходов в районе Годжиевского гирла видны повсюду: обладатели вездеходов не больно утруждают себя ездой по определенным маршрутам (судя по всему, "охота" ведется прямо из кабин вездеходов). А прямо за участком, занятым "дачей", обнаружилась огромная территория с полностью выжженной растительностью. По грубым оценкам, площадь рукотворного пожарища составила несколько сотен гектаров. Об искусственном характере гари свидетельствовали многочисленные "вещдоки": очаги с недогоревшим мусором, досками и ветками.

Кто и для чего поджигал прибрежные плавни, остается только догадываться. Судя по данным публичной кадастровой карты, севернее Годжиевского гирла, между Азовским морем и Бойкиевским лиманом имеется сформированный земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью более 12 млн. кв. метров (кадастровый номер 23:25: 10010000:502), очевидно, отданный в аренду какому-то частному лицу.

Естественно, что никаких следов "сельского хозяйства", кроме разве что горелого камыша, на участке не наблюдается. Притом остается загадкой: что можно выращивать на заболачиваемых солончаках?

Не менее загадочное "сельское хозяйство" наблюдается практически по всей Ачуевской косе. Если верить публичной кадастровой карте, то вся северо-западная оконечность косы поделена на большие и малые земельные участки сельскохозяйственного назначения. На одном из таких участков расположен элитный гостиничный и охотничье-рыболовный комплекс, называемый местными рыбаками "дачей Дерипаски".

С именем одиозного российского олигарха Олега Дерипаски связывают ООО "Лесные дали" - фирму, арендующую около 4,5 тыс. гектара охотугодий в Приморско-Ахтарском районе. Этой фирме якобы и принадлежит рекреационный объект на берегу Азовского моря.

Сама "дача" представляет собой участок на берегу моря с двумя зданиями гостиничного типа, навесами, хозпостройками и артезианской скважиной. На заднем дворе есть целая "набережная" - навес с причалами и лодками. Все это хозяйство снабжается электричеством от автономного ветрогенератора.

Оказалось, что к "даче" со стороны Сафониевского лимана подведен канал шириной 8-10 метров, с тем, чтобы непосредственно с морского берега можно было по воде проникать вглубь лимано-плавневой зоны.

Аккурат возле "дачи Дерипаски" канал поворачивает к северу и далее идет параллельно берегу Азовского моря - вдоль этого водного тракта как грибы повырастали охотничье-рыболовные базы. Поскольку капитальное строительство объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на землях сельхозназначения по закону запрещено, хозяева баз нашли оригинальный способ обойти запрет: возле каждого строения поставили по корове, а также напустили домашних уток. Отощавшие, облезлые животные бродят по выжженному солнцем берегу, предоставленные сами себе, поскольку "фермеры" целыми днями пропадают в лиманах с ружьями и удочками.

ЭкоВахта уже сообщала, что строительство так называемых обводных каналов поставило приморско-ахтарские плавни на грань экологического бедствия. Теперь стало ясно, что каналы, строящиеся под предлогом "рыбохозяйственных мероприятий" и тому подобного, сооружаются не только с целью распила бюджетных средств и воровства ракушечника, но в первую очередь для обслуживания элитных рыболовно-охотничьих баз на Ачуевской косе.

Северо-западная часть косы, как показала общественная инспекция, буквально изрыта лабиринтами больших и малых каналов. От водных магистралей к каждой прибрежной даче тянутся отводки. Пройдя вдоль одного из таких каналов-отводков, активисты ЭкоВахты нашли в прибрежной лесопосадке несколько браконьерских схронов - мешков с китайскими нейлоновыми сетями и переметами. По грубым оценкам, общая длина сетей превышала 1 километр.

Поскольку вызывать полицию или рыбинспекторов было бы абсолютно бесполезно (полицию на Ачуевской косе вообще никто никогда не видел), "зеленые" приняли решение уничтожить преступные снасти на месте. Но не успел догореть костер с первой партией сетей, как со стороны близлежащей "дачи" примчался мотоцикл с тремя крайне агрессивно настроенными мужчинами кавказской национальности. Они были недовольны уничтожением браконьерских снастей, но едва услышав, видимо, "кодовое" для них слово "рыбинспекция", мужчины тут же заявили, что… всего лишь беспокоятся о том, чтобы в лесополосе не жгли костры.

Об истинных масштабах браконьерства, которое на Ачуевской косе ведется и в море, и в лиманах, остается только догадываться. С наступлением темноты коса становится очень оживленным местом: море наперегонки рассекают моторные лодки без бортовых огней, а по берегу снуют грузовики и "Нивы" без госномеров. Выловленная рыба перегружается на берег при свете фар и тут же вывозится в хутор Пригибский.

Интересно, что браконьеры и псевдофермеры оккупировали в основном северо-западную часть Ачуевской косы, имеющую обширные безлюдные песчаные пляжи. Местность же южнее Годжиевского гирла "фермеров" и "дачников" почти не интересует: море здесь серьезно подмывает берег, и от песчаных пляжей остались одни воспоминания. С 2003 года, по рассказам местных рыбаков, под водой скрылась 200-метровая береговая полоса. Берег между Годжиевским гирлом и устьем реки Протоки ныне представляет собой заболоченную местность, в ряде случаев на затопленные берегу образовались прибрежные лагуны.

Но именно в этой части Ачуевской косы еще сохранилась живая природа: на лагунах и в прибрежных плавнях наблюдается изобилие птиц, в прибрежных плавнях еще можно встретить кабанов и шакалов, истребленных практически по всему Приазовью.

Признаки цивилизации обнаруживаются лишь вблизи устья реки Протоки. Между Казачьим гирлом и лиманом 3-й Бирючий активисты ЭкоВахты обнаружили элитную базу, принадлежащую, по словам ее сотрудников, хозяину краснодарской сети ювелирных магазинов "Золотой ларец". Территория в несколько гектаров, отведенная под дачу и автостоянку, окружена недавно прокопанными каналами, законность строительства которых вызывает большие сомнения.

 За три дня общественной инспекции активисты ЭкоВахты, успевшие пройти пешком почти 50 километров по берегу моря и плавням, не увидели ни одного рыбинспектора или егеря, ни одного полицейского или пограничника. Зато увидели десятки километры браконьерских сетей, тонны гниющей рыбы и тысячи гектаров выжженных плавней, повсеместно превращаемых в рукотворную пустыню - таков плачевный итог 17-летнего "управления" водно-болотным угодьем "Дельта Кубани" администрацией Краснодарского края.

 

Дмитрий ШЕВЧЕНКО

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

 

Фотографии с места событий

 

Видео пожара в плавнях весной 2009г.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования