"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
19 октября 2018
 
РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ, ШТАНЫ-"ТРЕНИКИ", ВИЛЫ И ГАЗОВЫЙ БАЛЛОН:
КАК В СЕВЕРСКОМ РАЙОНЕ ЖГУТ РИСОВУЮ СОЛОМУ
 
Уже два месяца село Львовское живёт в условиях ежедневной дымовой атаки:
рисоводы минимизируют свои расходы за счёт здоровья селян
 
В Краснодарском крае продолжается сезон выжигания рисовой соломы (напомним, что идёт второй год, когда этот отход сельхозпроизводства можно «легально» жечь), вызвавший крайне негативную реакцию жителей региона. Наиболее проблемная ситуация на сегодняшний день складывается в Северском районе, где в последние недели в некоторых сельских округах наблюдается чудовищный уровень загрязнения атмосферного воздуха.
В рамках кампании против злоупотреблений при сжигании растительных остатков после уборки риса активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу и корреспондент издания "Народная газета Северского района" побывали на днях во Львовском и Михайловском сельских поселениях, в которых уже второй месяц жгут рисовые послеуборочные остатки на угодьях ООО «Кубанская крупяная кампания», и воочию убедились в том, как на практике выглядит пролоббированное рисоводами право утилизировать рисовую стерню и солому путем её сжигания.
ООО "Кубанская крупяная компания" вместе с аффилированной компанией - "Агрофирмой Кубань" - принадлежит депутату Законодательного собрания Краснодарского края от "Единой России" Андрею Куемжиеву, который возглавляет комитет по вопросам промышленности ЗСК, а также занимает верхние строчки в рейтинге самых богатых депутатов Кубани. Агрофирмы этого не бедствующего депутата уже не первый год в прямом и переносном смысле отравляют жизнь во Львовском и Михайловском сельских округах, о чём неоднократно сообщала ЭкоВахта.
В течение первой половины осени над северо-восточным краем Северского района, бывает, неделями висит плотный белёсый смог, ощущается запах гари, а дворы селян засыпает сажей и несгоревшими частями соломы. В селе, по некоторым сведениям, наблюдается всплеск респираторных заболеваний.
Дело в том, что господину Куемжиеву и менеджменту его фирм, очевидно, очень не хочется нести дополнительные траты на сбор и вывоз послеуборочных растительных остатков, лежащих на полях после обмолота рисового зерна. Ведь куда дешевле решать эту проблему дедовским методом - с помощь спичек. Но если до начала прошлого года эта деятельность носила противозаконный характер, то с начала 2017 года вступило в силу постановление правительства РФ, в соответствии с которым были внесены поправки в Правила противопожарного режима в РФ: жечь рисовую солому (правда, с некоторыми оговорками) благодаря Дмитрию Медведеву и экс-министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачёву оказалось можно.
И если прошлая осень, по рассказам местных жителей, прошла относительного спокойно - на угодьях «Кубанской крупяной кампании» почти не было поджогов, то нынешний октябрь надолго запомнится селянам: после первой волны массового выжигания рисоводы пошли «на второй круг» и, пользуясь сухой погодой, активно дожигают остатки соломы.
За этим занятием активисты ЭкоВахты, пожарные добровольцы и журналист и застали сотрудников агропредприятия. Ближайшие поджоги соломы мы обнаружили буквально в 500 метрах от окраины села Львовское: как минимум пять-семь чеков (рисовых полей-клеток), на которых, словно бикфордовы шнуры, тлели валки соломы, оказались и вовсе брошены без присмотра: никаких противопожарных мер перед выжиганием здесь, судя по всему, не предприняли.
Лишь на соседнем участке, с которого в небо тоже поднимался густой белёсый дым, нам удалось застать работника фирмы: им оказался гражданин в резиновых сапогах, синтетических штанах-"трениках" и с огородными садовыми вилами наперевес – с подобной "экипировкой и оборудованием" мужчина бродил по полю и подбрасывал в огонь очередные порции соломы.
Этот "профи" весьма агрессивно отреагировал на появление пожарных добровольцев, обвинив их в «создании помех работе». Самой главной "помехой" он счёл вопросы о том, проходил ли он инструктаж по технике безопасности, а также замечания, что в той одежде и обуви, которая на нём, категорически нельзя работать с огнём: резина и синтетическое волокно могут начать гореть и плавиться даже без взаимодействия с открытым пламенем - просто от воздействия горячего воздуха, от разогретой почвы и золы. Мужчина запросто мог бы получить сильнейшие ожоги нижних конечностей и впоследствии лишиться ног (но на это обстоятельство его работодателям, вероятно, глубоко наплевать).
Ещё более шокирующая картина открылась, когда группа активистов и журналист направились вглубь угодий «Кубанской крупяной компании». Здесь, вдали от посторонних глаз, сотрудники этого предприятия творят и вовсе дикие вещи: используют для зажигания соломы кустарное, чуть ли не самодельное оборудование, напоминающее огнемёт: источником пламени, очевидно, служит газовый баллончик или бензиновая паяльная лампа, пламя отводится наружу из специальной трубки, которая выполняет роль зажигалки (само устройство при этом прячут под верхней одеждой).
Активисты застали целую бригаду на окраине Ананьевского леса, которая хаотично бродила по рисовому чеку и в случайном порядке поджигала кучки соломы. На работягах точно так же не было никакой защитной экипировки: устойчивых к огню комбинезонов, обуви. Не было на них и респираторов, не говоря уже о защитных масках или очках - при том, что из-за своего «броуновского» движения и бессистемных поджогов мужчины постоянно окуривали друг друга дымом.
Окраины поля, которое выпаливали работяги, было не обкошено и опахано - в некоторых местах тлеющая солома непосредственно соприкасалась с тростником, который легко мог бы загореться. Но самый вопиющий факт заключался в том, что кромка леса отстояла от ближайших очагов горения соломы всего на 20-30 метров: если бы поднялся сильный ветер, горящие фрагменты легко могли бы попасть на кромку леса, вызвать там низовой лесной пожар. При этом никаких средств пожаротушения у бригады, выжигавшей рисовый чек, не было.
По всем выявленным фактам разгильдяйства и безответственности на угодьях «Кубанской крупяной компании» - в том числе по фактам грубейших нарушений техники безопасности и охраны труда - будут направлены заявления в соответствующие органы, но нам, впрочем, так и не удалось прояснить главное: какой был практический смысл дожигать уже и так по большей части сгоревшую солому?
Местный общественник, представитель инициативной группы села Львовское Игорь Дударчук присутствовал на недавней открытой сессии Совета Львовского сельского поселения, на которой хозяин «Кубанской крупяной компании» Андрей Куемжиев сообщил, что предприятие якобы купило современные измельчители для рисовой соломы, благодаря которым пожнивные остатки можно будет без труда заделывать в почву вместо того, чтобы их жечь.
Но похоже, что слова г-на Куемжиева были обычной «лапшой на уши», ведь никаких измельчителей - в отличие от мужиков с бензиновыми горелками - на полях никто так и не увидел.
«Я попытался получить протокол этой депутатской сессии, в котором должны были быть зафиксированы слова про измельчители, но мне сказали, что его в поселении нет - якобы протокол вели только чиновники «из района», и они же его забрали», - говорит Дударчук.
По словам общественника, местные власти горой стоят за интересы «Кубанской крупяной компании» и её хозяина-депутата, а на все претензии жителей кивают на «постановление по соломе», что, мол, её можно жечь когда и сколько угодно.
«Нам придётся разочаровать северских чиновников. С точки зрения закона рисовая солома – это производственный отход, обращение с которым регламентирует законодательство об отходах производства и потребления. Там установлена иерархия методов обращения с отходами. Соблюдения этого закона, а также закона об охране атмосферного воздуха мы и будем добиваться от рисоводов. Для рисоводческих хозяйств не должно быть никаких исключений из общих для всех правил обращения с отходами», - заявил представитель Экологической Вахты Дмитрий Шевченко.
Напомним, что Экологическая Вахта начала кампанию против злоупотреблений при сжигании растительных остатков после уборки риса, в рамках которой мы выдвигаем простые и логичные требования:
- обязать рисоводческие хозяйства соблюдать законодательство об отходах производства и потребления, вести учёт соломы как производственного отхода и обеспечивать его утилизацию наименее вредоносными для окружающей среды методами;
- обязать хозяйства платить за загрязнение атмосферного воздуха в случае сжигания соломы (как это делаю другие загрязнители);
- установить чёткие сроки выжигания соломы осенью и полностью запретить выжигание весной;
- запретить выжигание соломы в радиусе, как минимум, 5 километров вокруг населенных пунктов;
- установить требования к персоналу, производящему выжигание, экипировке и оборудованию;
- ввести наказание за злоупотребление правом на сжигание соломы и ужесточить ответственность за нанесение ущерба окружающей среде, если сельхозпалы становятся причиной пожаров на природных территориях.
 
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
 
Подробная информация: (918)3645849, Игорь Дударчук, (918)2112544, Дмитрий Шевченко,
 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования