"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<29 апреля 2014>
СЕЛЬХОЗПАЛАМ НА КУБАНСКИХ ПОЛЯХ
ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖЕН КОНЕЦ
Общественный экологический совет при губернаторе Краснодарского края
озаботился проблемой массовых пожаров на сельскохозяйственных угодьях региона
Как уже сообщала Экологическая Вахта по Северному Кавказу, в минувший четверг состоялось заседание Общественного экологического совета (ОЭС) при губернаторе Краснодарского края, на котором по инициативе члена ОЭС, координатора Экологической Вахты Андрея Рудомахи была затронута проблема массового выжигания сухостойной растительности, стерни и соломы на кубанских полях.
Это порочное явление, на которое краевые власти до недавних пор предпочитали закрывать глаза, приняло в регионе масштабы бедствия. Кубань горит практически круглый год: если в зимний и весенний период в степных районах края массово выжигают сухой камыш и тростник, то летом многие безответственные сельхозпроизводители "утилизируют" с помощью огня солому и стерню, оставшиеся после уборки озимой пшеницы, а с наступлением осени клубы черного дыма окутывают районы рисоводства.
Летом прошлого года активисты ЭкоВахты, используя общедоступные данные спутникового мониторинга очагов полевых пожаров, совершили несколько рейдов для наземной фиксации этих нарушений и обнаружили, что, например, на северо-востоке края, в Новопокровском и Белоглининском районах стерню и солому жгут повсеместно. В этих районах от масштабных пожарищ повреждаются лесополосы, выгорают берега водоемов, обочины дорог, воспламеняются стихийные свалки. В течение всей уборочной страды местные жители вынуждены жить в условиях недопустимо высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В июле прошлого года Законодательное собрание Краснодарского края внесло изменения в краевые законы "Об охране атмосферного воздуха в Краснодарском крае" и "Об административных правонарушениях", введя прямой запрет сельхозпалов и установив штрафные санкции для нарушителей. Однако по прошествии года стало ясно, что законодательные новшества практически не работают, поскольку в регионе не отработана система мониторинга пожарной обстановки на сельхозугодьях, а система оперативного реагирования на пожары на открытой местности - отсутствует в принципе.
Ведомственная неразбериха, неспособность пожарных частей тушить огонь вне населенных пунктов, нежелание их начальства фиксировать подобные происшествия, безнаказанность поджигателей, очковтирательство чиновников от сельского хозяйства, оторванных от реальности и "решающих" проблему сельхозпалов исключительно в своих же отчетах и сводках - все это стало темой слушаний в Общественном экологическом совете. В заседании приняли участие представители краевой администрации (министерств природных ресурсов и сельского хозяйства), Росприроднадзора, МЧС, Некоммерческого партнерства (НП) "Южный рисовый союз", Института прикладной и экспериментальной экологии КубГАУ. Группу представителей краевой администрации возглавлял вице-губернатор Вадим Лукоянов.
Представители ЭкоВахты Андрей Рудомаха и Дмитрий Шевченко рассказали о том, что проблема выжигания стерни и соломы носит общероссийский характер и порождена несовершенством федерального законодательства, в котором не установлен порядок проведения контролируемых выжиганий послеуборочных остатков на полях, если на то имеются объективные и научно обоснованные причины, такие, как, например, наличие очагов карантинных вредителей или болезней. В условиях правового вакуума большая часть сжиганий, производимых на наших полях из соображений сиюминутной выгоды, выдается сельхозпроизводителями за неизбежную необходимость.
Тем же самым мотивом - экономией - сельхозпроизводители руководствуются и при "прочистке" от сухого камыша балок, оврагов, западин, оросительных каналов. Бросить спичку, безусловно, дешевле, чем гонять трактор с косилкой, однако огонь, распространяющийся по сухостою с огромной скоростью, уничтожает все живое, включая полезных для растениеводства насекомых, а также почвенную биоту.
Ежегодно от сельскохозяйственных палов, как отметили докладчики от ЭкоВахты, страдают особо охраняемые природные территории Приазовья - заказник федерального значения "Приазовский" (Славянский район), памятник природы "Озеро Ханское" (Ейский район), водно-болотные угодья международного значения "Дельта Кубани" (Темрюкский, Славянский, Приморско-Ахтарский районы).
Огромной проблемой для региона является утилизация рисовой соломы. В силу климатических особенностей Кубани, уборка риса затягивается до ноября, из-за чего производители стараются убрать зерно как можно скорее, оставляя в рисовых чеках неизмельченную солому. Проводить с ней какие-либо дельнейшие операции из-за сложных погодных условий уже не представляется возможным, и ее просто поджигают при любом удобном случае.
Притом, что в других странах-производителях риса активно ищут и находят те или иные решения "соломенной" проблемы (существуют, например, проекты по промышленной переработке соломы в диоксид кремния, целлюлозу и другие продукты), в России в этой сфере, как говориться, конь не валялся.
Представители краевых властей, в целом, согласились с поставленными проблемами. Вице-губернатор Вадим Лукоянов отметил, что требуется установить порядок легального сжигания пожнивных остатков при условии того, что сельхозпроизводители будут производить в бюджет компенсационные выплаты за загрязнение воздуха. За несанкционированные же поджоги Лукоянов предложил установить "стократные штрафы". "В противном случае никаких экономических стимулов уходить от этой порочной практики у производителей не появится", - отметил он.
Позицию рисоводов Кубани озвучил председатель Совета некоммерческого партнёрства "Южный рисовый союз", председатель Заксобрания Краснодарского края Игорь Лобач. По его словам, при создании на Кубани в советские годы рисоводческой отрасли вопрос утилизации соломы не продумали. В отличие от пшеничной, рисовая солома не годится в качестве кормовой добавки для скота и очень плохо разлагается в почве, из-за чего ежегодное ее запахивание может нанести вред почвам и увести вниз показатели урожайности.
По словам Лобача, выход из создавшегося положения должен быть комплексным - нужно, с одной стороны, заниматься техническим перевооружением хозяйств, оснащать их более мощными комбайнами, способным качественно измельчать солому одновременно с уборкой зерна, а с другой - искать решения в области промышленного использования рисовой соломы, в частности, как дешевого топлива для котельных и малых ТЭС.
Особое "научное" мнение по вопросам сжигания сухостойной растительности на рыбоводческих участках высказал директор ФГУП "Бейсугское НВХ" и член ОЭС Игорь Джеус (который, напомним, больше полугода судился с ЭкоВахтой, пытаясь в судебном порядке опровергнуть пресс-релиз об экологическом беспределе на угодьях ФГУП "Бейсугское НВХ", но с треском проиграл). С большим апломбом г-н Джеус сообщил, что производить выжигание тростника в низовьях реки Бейсуг якобы необходимо для создания кормовой базы для нерестящихся рыб, и что пожарища полезны для природы, так как после них "происходит увеличение количества растений и животных". При изложении этих "научных откровений" Джеуса не смутил даже тот факт, совершенно всеми (кроме него) участниками совещания, не только общественниками, но и чиновниками и хозяйственниками, был признан факт ущербности палов и пожаров.
Совершенно очевидно, что подобные заявления, звучащие из уст руководителя профильного рыбоводческого госпредприятия, продиктованы исключительно стремлением хоть как-то оправдать катастрофические последствия осуществляемые БНВХ выжиганий растительности в плавнях реки Бейсуг, помноженным на дремучую некомпетентность.
По итогам заседания Общественного экологического совета было принято решение, основные положения которого сводятся к следующему:
- региону необходима единая структура, ответственная за мониторинг пожаров на открытой местности на базе геоинформационных технологий;
- необходима модернизация технического оснащения противопожарных частей, формирование мобильных пеших противопожарных соединений;
- необходимы законодательно закрепленные методики оценки ущерба окружающей среде от рукотворных пожаров;
- нужна региональная целевая программа господдержки ответственных сельхозпроизводителей, практикующих заделку в почву стерни и соломы;
- необходима региональная целевая программа по внедрению экономически эффективных технологий утилизации рисовой соломы с поэтапным сокращением объемов ее сжигания.
Полный текст решения ОЭС в ближайшие дни будет опубликован на сайте министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
Дополнительная информация: (918)2112544, Дмитрий Шевченко