"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
31 августа 2017
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО РАЙОНА ПОТРЕБОВАЛ СОЗДАТЬ НА ЯСЕНСКОЙ КОСЕ
ОСОБО ОХРАНЯЕМУЮ ПРИРОДНУЮ ТЕРРИТОРИЮ
…а не феодальные охотугодья под видом ООПТ и под прикрытием её режима
Совет депутатов Приморско-Ахтарского района раскритиковал проект особо охраняемой природной территории (ООПТ) на Ясенской косе, который в начале августа был вынесен на общественные обсуждения. Местным депутатам не понравились предложения разработчиков проекта по границам и зонированию ООПТ, а также её режиму, который фактически написан под индивидуального предпринимателя, предоставляющего услуги по "охоте" на фазанов.
Напомним, что уже в следующем году в Приморско-Ахтарском районе должна появиться довольно большая особо охраняемая природная территория (площадью почти 3 тыс. га) для охраны уникального ландшафта, растительного и животного мира Ясенской косы. В настоящее время ведётся проектная разработка границ, зонирования и режима будущей охраняемой территории.
Ясенская коса – жемчужина российского Приазовья. Этот небольшой участок суши, ограждающий Бейсугский лиман от Азовского моря – один из центров биоразнообразия в Краснодарском крае, он является местом обитания для сотен видов растений и животных, многие из которых находятся под угрозой исчезновения.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу уже не первый год бьёт тревогу по поводу того, что уникальная прибрежная территория подвергается экологической деградации. В апреле прошлого года по инициативе Экологической Вахты Общественный экологический совет при губернаторе Краснодарского края (ОЭС) обсудил критическую экологическую ситуацию, сложившуюся на Ясенской косе, Бейсугском лимане и озере Ханском, и признал, что Ясенская коса, как часть единого водно-болотного комплекса, испытывает целый комплекс негативных процессов как природного, так и антропогенного характера.
Прежде всего, речь шла о разрушении пляжей на той стороне косы, что обращена к Азовскому морю: фактически море "съедает" по нескольку метров песчано-ракушечниковых отложений ежегодно. Ситуация усугубляется неконтролируемой и никем не регулируемой рекреационной деятельностью: по прибрежной полосе и лесопосадкам совершенно свободно передвигаются автомобили туристов, от палаточных городков остаются горы мусора, гектары вытоптанной растительности и перепаханного колёсами берега. Огромной проблемой стала массовая гибель лесных насаждений (все эти проблемы и предлагаемые решения мы описали в аналитическом докладе "Ясенская коса. Спасти русский Баунти").
Общественный экологический совет принял решение обратиться к краевым властям о скорейшем рассмотрении вопроса о создании на Ясенской косе особо охраняемой природной территории, и ещё год потребовался на то, чтобы был проведён тендер на разработку проекта ООПТ и на, собственно, саму работу.
Проект, разработанный краснодарским ООО "ЦЭПСА" и вынесенный на общественные обсуждения в июле этого года, вызвал критику как со стороны противников создания ООПТ, так и со стороны тех, кто эту идею поддерживает, но не готов довольствоваться наспех состряпанным и плохо проработанным проектом и ангажированными решениями.
Особые опасения у жителей Приморско-Ахтарского района вызвали предложения ограничить рекреационную деятельность на косе (Ясенская коса – популярное место семейного отдыха "дикарями" и с 1997 года является курортом местного значения), но при этом дать зелёный свет VIP-охотам, которыми здесь занимается широко известный в узких кругах краснодарский предприниматель Сергей Захурко. Г-н Захурко, который за смехотворные деньги (чуть больше 2 тыс. рублей в год) арендовал всю Ясенскую косу, выращивает фазанов, а затем предлагает за деньги "поохотиться" на них – расстрелять с близкого расстояния выпущенных на волю птиц.
Это сомнительное и со спортивной, и с этической точки зрения развлечение приносит господину Захурко по нескольку миллионов рублей в год, однако этого ему показалось мало, и несколько лет назад на въезде на косу со стороны хутора Морозовского по его распоряжению был выставлен КПП со шлагбаумом, и с каждой въезжающей на косу машины стали взимать деньги (по 150 рублей с машины), выдавая взамен мусорный пакет (якобы собранные деньги предназначаются для уборки косы и вывоза мусора, который в реальности отсюда почти не вывозится).
На территории будущей ООПТ предложили ограничить и ввести в цивилизованные рамки стихийный туризм (что правильно), но, сказав "А", разработчики проекта не сказали "Б" - не сделали то же самое и для "охотхозяйственной" деятельности, которая по степени негативного воздействия на животный мир намного превосходит "дикий" туризм. Гнездящиеся на Ясенской косе птицы способны избегать мест массового скопления людей, останавливаясь в тех местах (в основном на северной оконечности косы), где не бывает туристов, но эти же места облюбовали и охотники: из-за постоянной стрельбы, движения автотранспорта и моторных лодок не только оседлые, но даже мигрирующие птицы предпочитают облетать Ясенскую косу стороной.
Более того, режим будущей ООПТ прописали таким образом, чтобы у охотпользователя Сергея Захурко была легальная возможность заниматься на Ясенской косе круглогодичными охотами (хотя по закону охотой можно заниматься только весной и осенью, а, например, на дикого фазана охота разрешена только с начала октября по конец декабря). Даже в особо охраняемой зоне будущей ООПТ, где предлагается совсем запретить пляжный туризм и движение любого автотранспорта, не вводится никаких ограничений для организации охот: по логике проектировщиков, турист с палаткой может нанести природе больший вред, чем люди с оружием, которые могут стрелять в какую угодно живность (а не только в специально выпущенных фазанов), и контролировать этот процесс просто невозможно.
Не менее экстравагантные решения были предложены и в части установления границ будущей охраняемой территории. Если в первоначальном варианте границ, который выносился на общественные слушания, речь шла о целостной территории, которая должна простираться от станицы Бородинской, включать всю Ясенскую косу и примыкающую к ней с юга балку Великую, то уже через неделю после слушаний разработчики нарисовали новые границы: из предлагаемой ООП почему-то вырезали целые куски: убрали, напрмер, большую часть балки Великой - мол, этого требовали собственники и арендаторы земельных участков.
Экологическая Вахта не смогла найти этих загадочных "недовольных собственников": из десятка кадастровых участков на балке Великой, которые были вырезаны из границ ООПТ, только три являются частной собственностью. На каком основании и по просьбе кого были исключены остальные участки - вопрос очень интересный.
Совет депутатов Приморско-Ахтарского района на своей очередной сессии изучил проектные материалы по ООПТ на Ясенской косе и пришёл к выводу, что в таком лоскутном виде и с таким непроработанным режимом охраняемая территория никуда не годится. Депутаты проголосовали за решение направить в адрес разработчиков пакет замечаний и альтернативных проектных решений.
- увеличить площадь рекреационной зоны, отведя 150-метровую полосу для отдыха граждан вдоль всего западного края косы (со стороны Азовского моря);
- ввести круглогодичный запрет на охоту в особо охраняемой зоне будущей ООПТ, в остальных зонах разрешить охоту в те сроки, в которых она осуществляется на всей остальной территории Краснодарского края;
- отразить в проектных материалах необходимость восстановления Бугазского гирла и предусмотреть в режиме ООПТ возможность проводить расчистку этого естественного водотока от песчасно-ракушечниковых наносов;
- вернуть в границы ООПТ исключённый участок балки Великой и восстановить целостность проектируемой ООПТ.
«Наш район известен обширными охотугодьями. В 2015-16 годах министерство природных ресурсов края за спиной у депутатов и общественности района передало за копейки в охотпользование около 17 тыс. га лучших охотугодий. Общедоступные угодья резко сокращаются. Это вызывает недовольство у населения, т.к. эксплуатация этих природных богатств не приносит в местный бюджет ни копейки. Прибавьте к этому и историю с господином Захурко, который ограничивает въезд на территорию местного курорта – Ясенскую косу – излюбленного места отдыха жителей и гостей района ради собственного сомнительного бизнеса. Прокуратура края не хочет обращать внимания на то, что ИП С.Захурко незаконно роет на косе каналы, возводит капитальные строения, шлагбаумы, собирает деньги за въезд на территорию курорта. Фактически проектом ООПТ Министерство природных ресурсов края предлагает узаконить эту порочную практику: построенные каналы, возведённые капитальные строения, охоту в течении 11 месяцев в году, распашку поверхностного слоя косы для высадки кормовых культур. Всё это в проекте ООПТ прикрывается благими декларациями о сохранении и преумножении биоразнообразия.
Депутаты и общественность посчитали, что такая "особо охраняемая территория" нам не нужна. По итогам общественных обсуждений предложено внести существенные изменения в проект ООПТ. Мы настроены решительно защищать свою территорию, чтобы сохранить её для потомков, а не для заезжих коммерсантов», - прокомментировал ситуацию депутат Совета Приморско-Ахтарского района, заместитель координатора Экологической Вахты Александр Бирюков.
Ясенская коса - намывная песчано-ракушечниковая коса, расположенная в Краснодарском крае (Приморско-Ахтарский район), на восточном побережье Азовского моря, отделяющая Ясенский залив от Бейсугского лимана. Начинается севернее Хутора Морозовского и тянется (14 км) по направлению к селу Ясенская Переправа, от которой отделена гирлом (проливом). Восточная сторона Ясенской косы и прилегающие мелководья Бейсугского лимана - важное место обитания водоплавающих и околоводных птиц. Во время сезонных пролётов и в летний период здесь насчитывается свыше четырёх десятков видов птиц, включая такие редкие виды, как кудрявый пеликан и лебедь-шипун. Ясенская коса является также одним из важнейших в Краснодарском крае мест обитания степной гадюки.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу