"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
3 апреля 2018
ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВСТРЕТИТЬ ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН БЕЗ ВРАНЬЯ?
Официально пожароопасный сезон в регионе ещё не объявлен,
но неофициально он открылся уже в январе
В апреле в Краснодарском крае начинается пожароопасный сезон. Обычно уже в конце марта краевые власти утверждают план по борьбе с лесными пожарами (так, в прошлом году губернатор подписал такое постановление 31 марта, в 2016 году пожароопасный сезон был официально объявлен 8 апреля). В этом году, очевидно, из-за влажной погоды в начале весны, чиновники пока не спешат официально объявлять о начале антипожарной кампании, а в Главном управлении МЧС России по Краснодарскому краю и вовсе заявляют о якобы лишь двух зафиксированных (по состоянию на середину марта) термоточках - мест, где фиксировалось открытое горение.
На самом же деле в регионе с начала января уже случилось несколько десятков ландшафтных пожаров и были зафиксированы сотни активных термоточек.
Группа "Добровольные пожарные Кубани" проанализировала данные спутникового зондирования территории Краснодарского края (использовался американский геоинформационный ресурс FIRMS, который разработан и поддерживается NASA) и пришла к выводу, что всю вторую половину зимы в Краснодарском крае активно дожигали рисовую солому, избавлялись с помощью огня от накопленного бытового мусора вблизи поселений, а также сухой растительности.
В частности, крупные термоточки фиксировались в течение января на территории Анапы, Крымского, Славянского, Темрюкского районов. Что касается последнего, то любопытно, что здесь был зафиксирован факт горения сухого тростника недалеко от того места в районе хутора Стрелка, где минувшей зимой Экологическая Вахта обнаружила факт незаконного захоронения жидких отходов с морской буровой платформы Scarabeo 9 (с помощью, которой, напомним, безуспешно пытались найти нефть на шельфе Чёрного моря).
Самой северной зафиксированной на территории края термоточкой в январе стала точка в района хутора Любимов Щербиновского района, неподалеку от игорной зоны "Азов сити" - здесь, очевидно, с помощью огня прочищали обочины дороги или края лесополос.
В феврале термоточек на Кубани, согласно данным ресурса FIRMS, было зафиксировано уже гораздо больше, причем горели уже не только сельскохозяйственные, но и природные территории. Так, крупное возгорание было зафиксировано на территории федерального заказника "Приазовский" в дельте реки Кубани (район хутора Калабадка) - здесь выжигали растительность на рыборазводных прудах, а также вблизи Приморско-Ахтарска - в непосредственной близости от границ водно-болотных угодий международного значения "Ахтаро-Гривенская система лиманов" (здесь тоже объектом выжигания стали осушенные рыборазводные пруды). В этот же период в рисосеящих районах края фиксировались факты поджогов сухой растительности и соломы на рисовых чеках (очевидно, рисоводы дожигали то, что не успели спалить осенью) - крупный поджог был, в частности, зафиксирован южнее станицы Марьянской (Красноармейский район).
В марте, несмотря на влажную погоду, заполыхал уже весь регион - снова "разгорелись" рисосеющие районы, где с наступлением весны фиксировались уже сотни термоточек (причём поджоги происходили не только днём, но и ночью - см. жёлтые значки фото, обозначающие время фиксации начала горения). На юго-востоке края "огненным пятном" в марте выделялась долина реки Лабы: здесь основная причина поджогов - действия местных скотоводов, которые с помощью огня "прочищают" пастбища, под которые отведены степные участки. Таким варварским и противозаконным способом селяне борются с зарастанием пастбищ "сорными", с их точки зрения, растениями, а также деревьями и кустарниками.
Таким образом, бить в набат власти должны были ещё полтора-два месяца назад, однако в середине марта - как раз когда снова вовсю заполыхали сельхозугодья - начальник краевого управления МЧС России Александр Тарарыкин дал комментарий изданию VKPress о том, что "с начала года на территории Кубани, по данным космического мониторинга, зафиксировали всего две термоточки", что, мягко говоря, не совсем так - и любой может самостоятельно в этом убедиться.
Всего же, по словам г-на Тарарыкина, за год на территории края фиксируется порядка 400 термоточек, хотя уже в начале этого года, согласно подсчётам, проведённым группой "Добровольные пожарные Кубани", уже было зафиксировано не менее 200 таковых объектов.
ГУ МЧС России уже неоднократно попадалось на предоставлении журналистам недостоверной информации о ландшафтных пожарах в Краснодарском крае. Так, в сентябре 2014 года, когда в пойме реки Бейсуг на территории Каневского, Брюховецкого и Приморско-Ахтарского районов бушевал самый крупный в том году тростниковый пожар (всего за несколько дней огонь успел пройтись по площади 12-13 кв. километров речной поймы!), пресс-служба этого ведомства сообщила, что площадь пожара "составила 100 кв. метров".
В 2015 году МЧС практически вдвое занизило площадь лесного пожара в районе села Джанхот (город-курорт Геленджик) и предоставило в СМИ недостоверные данные о его причинах и динамике.
Если занижать площади и скрывать случаи возгорания леса - это общероссийская практика, то "не замечать" тростниковые пожары и сельскохозяйственные палы - это "ноу-хау" органов власти в Краснодарском крае. Ландшафтные пожары на территориях, не покрытых лесом, практически не попадают в официальные сводки, так как они "портят" статистику при том, что в большинстве случае местные пожарные части не имеют технических возможностей бороться с огнём в труднодоступной местности, особенно если речь идет о водно-болотных угодьях в дельте Кубани.
Однако техническая неукомплектованность пожарных подразделений, разумеется, никак не может служить оправданием для "статистической слепоты" и сознательного занижения фактов возгорания сухой растительности, ведь это не только не способствует решению проблемы, но только загоняет её в неразрешимый тупик, препятствует принятию правильных управленческих решений.
Отметим, что сельскохозяйственные и тростниковые пожары часто перекидываться и на леса, от огня страдают и защитные лесополосы, создающие для сельхозпосевов необходимый микроклимат, защищающие их от суховеев, способствующие накоплению влаги и создающие благоприятные условия для полезных насекомых.
"Весь март, пока в крае росло количество поджогов сухой травы и пожнивных остатков на полях, краевые чиновники не сделали по этому поводу ни одного официального заявления, почти не было публикаций в СМИ на тему недопустимости сельхозпалов и выжигания сухостоя. Не велась, очевидно, и разъяснительная работа с землевладельцами и сельхозпроизводителями", - говорит заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу и участник группы "Добровольные пожарные Кубани" Дмитрий Шевченко.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
Подробная информация: (918)2112544
Термоточки - области тепловых аномалий на земной поверхности, выявленные по результатам космической съёмки. Они могут включать в себя места пала травы, возгорания леса, торфяников и так далее.
"Добровольные пожарные Кубани" - независимое гражданское сетевое объединение, основной целью которого является профилактика и борьба с ландшафтными пожарами в Краснодарском крае и Адыгее, в первую очередь на ценных природных территориях, а также вблизи населённых пунктов - для противодействия их задымления. Группа возникла в 2016 году. С середины 2017 года действует на постоянной основе.
Группа ДПК в "ВКонтакте"
Группа ДПК в "Фейсбуке"
Группа ДПК в "Инстаграм"